На главную

 

 

ПРОСЛАВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ГЕРМАНА АЛЯСКИНСКОГО В 1970 ГОДУ – КАК ЭТО БЫЛО
(из рапорта Архиерейскому Синоду архиепископа
Западно-Американского и Сан-Францисского Антония (Медведева) о торжествах прославления
преподобного Германа, Аляскинского чудотворца)

За месяц до торжества, начиная с дня памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских, покровителей преподобного Германа Аляскинского, в храмах Западно-Американской епархии после каждой Божественной литургии стали совершать литию по приснопамятном старце Германе, заканчивающуюся словами упования о том, что и нас Господь «его же святыми молитвами помилует и спасет».

Служба великомученику Пантелеимону, память которого приходилось на день канонизации, в кафедральном соборе в Сан-Франциско совершена в предыдуший четверг в соединении со службой  страстотерпцев Бориса и Глеба.

В пятницу, 25 июля по старому стилю, в Тихоновском храме (в бывшем детском приюте святителя Тихона Задонского в Сан-Франциско, где находится келья святителя Иоанна и домовый храм – ред.) архиепископ Антоний совершил малое освящение воды, в которую была влита и вода из источника преподобного Германа, что на острове Еловом. Затем освящена икона преподобного Германа, написанная архимандритом Киприаном (Пыжовым), а также киот и покрывало, которым икона была покрыта до величания в вечер прославления.

В начале недели прибыл Секретарь Архиерейского Синода Преосвященный Лавр (Шкурла – ред.), епископ Манхэттенский, а в пятницу – Преосвященный Виталий (Устинов – ред.), архиепископ Монреальский и Канадский. В ту же пятницу парастас за монаха Германа в новом кафедральном соборе города служили Преосвященные архиепископ Антоний, архиепископ Виталий и епископ Лавр, а в старом соборе – епископ Нектарий (Концевич – ред.).

В субботу, 26 июля по старому стилю, в тех же соборах, теми же Преосвященными с сослужащим духовенством совершена заупокойная литургия и по окончании ее – панихида, на которой с приснопамятным старцем Германом все духовно-связанные с ним наставники, сподвижники по миссии и ученики. Были безымянно помянуты и родители старца (имена их неизвестны). В других храмах епархии также служилась заупокойная литургия. Преосвященный епископ Нектарий из старого собора, где богослужение закончено им ранее, выехал на вокзал для встречи прибывающего из Чикаго Высокопреосвященнейшего Первоиерарха.

В 4 часа дня в городских храмах, кроме кафедрального собора, служились всенощные, а перед ними панихиды по старце Германе. На этих всенощных воскресная служба соединялась со службой великомученика Пантелеимона. В Тихоновском храме всенощная не совершалась. Там архиепископ Антоний и епископ Нектарий вкладывали в ковчежец частицу святых мощей старца Германа и частицу его же гроба. Святыни вложены в воск, а ковчежец – вставлен в киот с иконой преподобного, икона покрыта и обвязана. Эти святыни в свое время получены вручившим их нам священноиноком от верного стража могилы преподобного Германа, подвизавшегося на острове Еловом архимандрита Герасима, к настоящему времени почившего.

После 5 ч. 30 мин. Преосвященный епископ Сиэтлийский Нектарий отбыл с образом в кафедральный собор, где святыня была встречена правящим архиереем с духовенством заупокойной литией и пением «Вечной памяти» и возложена на аналой посреди храма. В 6 ч. была торжественная встреча Первоиерарха в кафедральном соборе. Когда митрополит Филарет вступил на солею, его приветствовал архиепископ Антоний, сказавший о том, что встреча паствы с пастырем, а тем более с верховным архипастырем, есть всегда жизнь церковная, но в настоящем году у встречающих особое чувство умиления, ибо Первоиерарх с исключительным заданием приоткрыть всем еще новое окно в небесную жизнь, в Царство Небесное, где молится, а ныне будет особенно за нас молиться прославляемый Русской Зарубежной Церковью от имени всей Русской Церкви преподобный и богоносный отец наш Герман Аляскинский...

После встречи Первоиерарха с четырьмя архиереями с двадцатью шестью священнослужителями в пресвитерском сане и пятью в диаконском сане совершил последнюю панихиду по приснопамятном старце Германе. Потом эти же священнослужители участвовали в литии, в полиелее. На другой день часть из них (8 священников и один диакон) служили Божественную литургию в других храмах, но снова были все вместе на молебне с крестным ходом. Последняя панихида завершена девятикратным пением «Вечная память» и словами упования на молитвы старца Германа.

И началась Всенощная. Служба преподобному Герману в соединении с воскресной, но по храмовой главе Типикона. Некоторые песнопения были исполнены по-английски, а за Божественной литургией часть возгласов и заамвонная молитва греческими священниками – по-гречески. Английский перевод службы преподобному Герману сделан членами Братства преподобного Германа Аляскинского. Они же составили и устав службы, которая редактирована составлявшим и канон игуменом Алипием (Гамановичем; составителем учебника «Грамматика Церковно-Славянского языка» - ред.), профессором Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле. Из священнослужителей, участвовавших в богослужении, трое греки, двое – американцы.

Выход на литию совершили четыре архиерея. Первоиерарх оставался в алтаре до полиелея. Двое старейших священнослужителей в епитрахилях и фелонях, подняв закрытую покровом икону преподобного Германа, несли ее перед архиереями, остальные пресвитеры шествовали в епитрахилях. Лития совершалась вокруг храма. Духовенство пело стихиры преподобного. Литийные прошения на остановках. Молитва «Владыко, Многомилостиве» прочитана перед входом в храм. Благословение хлебов было в храме перед снова возложенной на аналой, все еще покрытой иконой.

Полумрак. Шестопсалмие. Собор полон. После седальнов по кафизме при малом освещении и закрытых Царских дверях местный правящий архиерей предварил полиелей словом о прославляемом преподобном Германе, завершенном призывом ко всем – зажечь и держать свечи навстречу церковному торжеству.

Тогда при полном освещении последовал выход священнослужителей с Первоиерархом и четырьмя архиереями во главе на середину собора перед образом преподобного при пении: «Хвалите имя Господне». Облачения в храме и на священнослужителях были белые, пасхальные.

Митрополит Филарет раздает свечи сослужащим и по окончании пения, сойдя с облачального места, развязывает ленту и снимает белый покров иконы преподобного. Он возвращается и принимает в руку кадило. Тогда запели первое величание, повторявшееся хором, братчиками по-английски и снова хором и опять конечное клириками, но затем тропари: «Ангельский собор».

Дальше по храмовой главе, т.е. прокимен, Евангелие, стихира по Евангелии, а также потом славник на хвалитех, хотя это и воскресная служба, но все – преподобному. При помазании святым елеем, которое совершал Первоиерарх, всем раздавались бумажные иконки преподобного Германа, освященные на иконе со вложенными в киот святынями. Иконки были двух изданий: одно Свято-Троицкого монастыря по клише архимандрита Киприана, другое – греческого монастыря в Бостоне. Теперь, уже после прославления, распространен еще другой образок преподобного Германа, напечатанный по клише одного из братчиков, ныне братии Германовской Пустыни в Калифорнии.

После всенощной, как и потом утром, совершалась исповедь.

В воскресенье, 27 июля по старому стилю, раннюю литургию в приделе совершал протоиерей Николай Домбровский, сказавший при этом проповедь. Водосвятный молебен между двумя литургиями совершал митрофорный протоиерей Илья Вень. К поздней встреча Митрополита была в 9ч.30м. утра. На малом входе возложена палица на протоиерея Константина Заневского, возведены в сан протоиерея священник Никита Стовбир, а в сан протодиакона – диакон Николай Поршников.

По возгласе «Премудрость прости» при пении клириками «Приидите поклонимся» протопресвитеры Николай Пономарев и Петр Триодин внесли икону преподобного Германа в алтарь, где она была принята архимандритами Киприаном и Пантелеимоном, обнесена вокруг престола при пении «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый» и снова возложена на аналой посреди храма (согласно порядку, предложенному Преосвященным Алексием, архиепископом Алеутским и Аляскинским, в его рапорте Архиерейскому Синоду о необходимости прославить старца Германа от 1939 г. – ред.).

Множество причастников было и за ранней, и за поздней литургией.

В конце Божественной литургии Высокопреосвященнейший Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви произнес свое вдохновенное слово о преподобном, начатое напоминанием о молитве угодников Божиих перед престолом Его, как она изображена в Апокалипсисе.

Затем начался молебен с крестным ходом. Двенадцать старейших священников подняли носилки с утвержденным на них образом преподобного Германа. В предшествии креста, хоругвей, икон, хора певчих в сопровождении рипидчиков двинулся в крестном ходе образ старца Германа. Позади образа – архиереи. С каждой стороны собора – остановка, осенение снятым с носилок образом, окропление святой водой и снова образ поставляется на носилки и священнослужители несут его вперед. После четвертой остановки, на которой прочитано и святое Евангелие, образ был внесен другими двенадцатью священнослужителями. Молебен закончился в храме молитвой преподобному с коленопреклонением. Молитву читал Первоиерарх.

После отпуста протодиакон огласил Синодальную грамоту, выданную Братству преподобного Германа Аляскинского, всемерно подготовлявшего это торжество своим молитвенным почитанием святого, своими изданиями о нем на английском и на русском языке. Грамота начиналась словами: «Ныне, когда совершается предчувствованное еще простыми алеутами, ожидавшееся монахолюбцами, подготовленное собирателями жизнеописаний подвижнических и возвещаемое священноначальниками прославление преподобного и богоносного отца нашего Германа Аляскинского, да возрадуется чистой и смиренной радостью о Господе доброе братство ваше...» Грамоту вручил Первоиерарх братчикам: чтецу Глебу Подмошенскому, чтецу Евгению Роузу и чтецу Лаврентию Кампбеллу.

По возглашении уставных многолетствий все прикладывались к образу преподобного Германа и ко кресту, получая окропление святой водой.

По разоблачении архипастырей игумен Владимир (Сухобок – ред.) в предшествии протодиакона Николая Патоева вышел с панагией (богородичной просфорой), держимой им на блюде. Духовенство в рясах, священнослужитель с панагией, архипастыри и, наконец, Первоиерарх, облаченный в мантию – все двинулись в большой соборный зал, где за трапезой читалось житие преподобного Германа Аляскинского, изданное еще в Санкт-Петербурге в 1894 г. и озаглавленное: «Жизнь Валаамского монаха Германа, Американского миссионера». По окончании трапезы совершался чин возвышения панагии.

Вечером за всенощной Одигитрии Смоленской на полиелей выходил Преосвященный Виталий, архиепископ Монреальский и Канадский. По окончании всенощной архиерейским соборным служением совершалась панихида по Блаженнейшем митрополите Антонии (Храповицком – ред.) – в канун дня его преставления. На другой день литургию и напутственный молебен разъезжавшимся с торжества служил правящий архиерей. В кафедральном соборе всю неделю ежедневно после литургии совершался молебен новопрославленному угоднику Божию. На отпусте же угодник Божий поминается и далее в течении года по прославлении.

Как выше указано, труды Братства были отмечены Синодальной грамотой, а затем само Братство переходит на новое, монашеское положение. 14 октября состоялось, согласно указу Архиерейского Синода, открытие Германовской Пустыни близ местечка Платина в Калифорнии. В этот малым освящением освящен небольшой незаконченный храм во имя преподобного Германа и тогда же пострижены в мантию чтец Глеб Подмошенский с наречением имени в честь новопрославленного преподобного Германа Аляскинского и чтец Евгений Роуз с наречением имени в честь преподобного Серафима Саровского, который был современником преподобного Германа. Первоначальный текст службы преподобному Герману составлен был вышеименованными монахами. Текст редактировал и дополнил профессор Свято-Троицкой семинарии игумен Алипий.

Заканчивая настоящий доклад, почтительнейше приношу смиренную благодарность Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви за ту радость, которая доставлена вверенной мне Западно-Американской епархии, богоспасаемому граду Сан-Франциско и нашему новому кафедральному собору тем, что здесь было определено совершиться этому историческому прославлению подвижника по началу Валаамского, а потом Аляскинского, преподобного Германа.

Как благодарны мы здесь все Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви Высокопреосвященнейшему митрополиту Филарету за то, что он лично возглавил это торжество Русского Зарубежья, но лучше сказать торжество Русской Церкви, частью которой мы себя исповедуем, не отделяясь от гонимых и подъяремных.

Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Германа Аляскинского, освятившего своим подвигом начатки Православия в этой приютившей и нас Америке, Господь да помилует всех, помощь сего угодника Божия призывающих.

Испрашивая святых молитв, остаюсь Архиерейского Синода послушник,
+ АРХИЕПИСКОП АНТОНИЙ.

ноябрь 1970 г.

(приводится в сокращении)

 


 

 
Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей.
Copyright © 2020
Synod of Bishops of the Russian Orthodox Church Outside Russia.
При использовании материалов, ссылка на источник обязательна:
"Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей"
75 East 93rd Street
New York, NY 10128, U.S.A.
Tel: (212) 534-1601
Э-адрес для информации, присылки новостей и материалов: webmaster@synod.com
Э-адрес для технических дел: info@synod.com