ВОСТОЧНО-АМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ: 7 февраля 2004

«Косово распято на кресте»

Вечером 2 февраля в переполненном до отказа приходском зале собора Святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне прошла встреча с иерархом Сербской Православной Церкви преосвященным Артемием, епископом Рашка-Призренским, который рассказал о современном положении Православной Церкви в Косово и Метохии. Владыку сопровождали секретарь иеромонах Симеон и игумен Василий, наместник монастыря Сопочани. Накануне своего выступления владыка молился за Божественной Литургией в соборе св. Иоанна Предтечи. В конце службы он приветствовал молящихся, преподал каждому архипастырское благословение и каждому вручил на память иконку св. Саввы.

Доклад, который был представлен владыкой в Вашингтоне впервые был прочитан 21 января 2004 года в Москве на открытии 14 ежегодной конференции Православного Свято-Тихоновского Богословского института.

«Косово распяли на кресте, сказал в начале своего выступления епископ Артемий, — и оно висит на нем вот уже пять лет. Глубокое уважение к жертве заставляет всех молчать перед крестом. И Богородица под Крестом Сына своего молчала, но слезы не умолкали.

Как православный епископ Косово и Метохии я стою не только под крестом распятого Косово, но и сам я распят на этом кресте. Поэтому мне тяжело говорить об этом. И все же, я не могу молчать, ибо от меня ожидают, чтобы я говорил. Взять бы мне силу у грома, или трубу иерихонскую, и возвестить и засвидетельствовать о том, что происходит в Косово и Метохии в последние пять лет!

Косово и Метохия сегодня (причем это «сегодня» охватывает период с 1999 года года и все еще продолжается) больше всего напоминает римский Колизей первых веков христианства. В нем одновременно присутствуют мучители, мученики и звери. Это — кровавое зрелище, в котором звери терзают невинных христиан, а публика (то есть весь мир) следит за событиями через средства массовой информации и сама звереет от удовольствия. Этот кровавый пир как будто не имеет конца.

В этой трагедии сербскому народу в Косово и Метохии отведена роль жертвы. Я же, волею Божиею, имею честь быть духовным вождем этого народа. Поэтому о своем собственном страдании и страдании моего народа мне тяжело говорить языком холодным, научным, академическим. В Колизее кипят чувства. Разные чувства, разумеется. Все зависит от того, в какой роли ты появился здесь: в роли жертвы, зверя или веселящейся публики...»

Далее в своем выступлении в Вашингтоне еп. Артемий объяснил многочисленным слушателям, что для православных сербов Косово не просто географическое пространство, а понятие надмирное, духовное.

«Что такое Косово для сербов и Сербии? Это то же, что Иерусалим для еврейского народа, что сердце в человеческом теле, что очаг в доме родном. Косово было и осталось колыбелью сербской государственности, сербской культуры, сербской духовности. Там — наши глубочайшие народные корни, там — наши величайшие православные святыни, там — заветное наследие святейшей династии Неманичей.

Поэтому Косово, после имени Божия, есть самое святое слово сербского языка. Оно означает не только территорию, не только географическое понятие. Его значение гораздо шире и выше этих простых понятий. Это слово — символ духовных ценностей, вечных христианских ценностей, ради которых стоит жить, и ради которых стоит умереть. Такой духовный, мистический заряд слово Косово получило от знаменитой Косовской битвы, состоявшейся в далеком 1389 году. Это событие было переломным историческим моментом, разделившим историю сербского народа на период до Косовской битвы и период после Косовской битвы. Глубокий смысл, который Косовская битва приобрела в сознании сербского народа, вытекает из сознательного выбора святого князя Лазаря и всех его витязей, а тем самым и всего сербского народа. Надо было выбирать между царством земным и Царством Небесным. И они выбрали Царство Небесное, вечные христианские ценности и цели.

Святой князь Лазарь вступил на Косово Поле бороться с сильнейшим врагом, с тьмочисленными турецкими полчищами. Он не захватывал чужих земель, а защищал свою собственную, не пленял чужих народов, а защищал от плена свой собственный народ, не навязывал другому своей веры, а защищал свою веру. Это и есть косовский выбор и косовский завет. Это оплот истории сербского народа. С тех пор Косово стало синонимом любого страдания за истину, за правду, за веру, «за крест честной и свободу златую». Страданий же было много в нашей истории, от Косовской битвы вплоть до наших дней. Это 600 с лишним лет».

Далее епископ Артемий описал трагические судьбы оставшихся в Косово сербов, вынужденных жить в анклавах, напоминающих концлагеря, и рассказал о множестве оскверненных и разрушенных православных храмов.

Затем владыка обратился к цифрам. Он сообщил, что в течение четырех с половиной лет присутствия международных миротворческих сил в Косовском крае, от 10 июня 1999 года и до конца 2003 года, совершено 6392 нападения на сербов. Из этого числа 1197 сербов убито, 1305 сербов получили ранения, 1138 сербов похищено. Сегодня известно, что 155 похищенных убито, 13 похищенным удалось бежать, а 95 человек отпущено на свободу, тогда как судьба остальных 863 сербов все еще неизвестна.

После выступления епископа Артемия был показан потрясающий по своему эмоциональному накалу видеофильм «Распятое Косово» смонтированный белградской тележурналисткой Лидией Куюнджич, которая присутствовала на вашингтонском вечере. Фильм исключительно видовой, в нем звучат песнопения и другое музыкальное сопровождение. В первой части ленты показаны великие святыни Косово, пережившие 500-летнее османское иго и недавнюю войну — монастыри Высоки Дечани, Грачаница, Печ, Црна Река и другие. Во второй части мы видим сцены мирной церковной жизни в Косово и Метохии до войны 1999 года. Заключительная часть представляет собою кадры похорон убитых мусульманами сербов и варварского разрушения православных святынь. Фильм завершается медленно текущими съемками грустно-молитвенного профиля аскетического лица иеромонаха Харитона, по левой щеке которого течет слеза. Сидящий рядом со мной сопочанский игумен Василий тихо шепнул на ухо автору этих строк — «о. Харитон был умучен». Это откровение еще больше прибавило к впечатлениям вечера с епископом Артемием.

Вечер завершился вопросами. Вновь и вновь в той или иной форме владыку Артемия спрашивали: как быть сербам в Косово? Владыка отвечал: «Нам остается молиться и надеяться, терпеть и оставаться на нашем мученическом Косово и Метохии, рядом с нашими святынями, рядом с могилами наших предков, с уверенностью в том, что у Бога есть решение и этой проблемы».

Протоиерей Виктор ПОТАПОВ
Вашингтон

[главная] [новости] [епархии] [история] [наше наследие]