НОВОСТИ ПО ЕПАРХИЯМ

ЧИКАГСКАЯ И ДЕТРОЙТСКАЯ ЕПАРХИЯ: 14 сентября 2005 г.

Епископ Кливлендский Петр возглавил паломничество на Афон
(дневник паломника)

фоторепортаж

По благословению Архиепископа Чикагского и Детройтского Алипия и при содействии местного правящего архиерея Греческой Архиепископии, Епископ Кливлендский Петр возглавил паломничество на Святую Гору Афон. В этом паломничестве, кроме Преосвященного Петра, приняли участие его два иподиакона, чтецы Андрей Уртьев и Артемий Болдецкий, регент Покровского кафедрального собора чтец Михаил Гилл и двое калифорнийцев чтецы Павел Уртьев и Павел Руденко.

Перед отправлением на Афон паломники провели день в Салониках, где смогли посетить местные храмы и поклониться святыням. Среди святынь была очень почитаемая местными жителями чудотворная икона Божией Матери. К сожалению, не было возможности узнать историю и название этой иконы. Паломники также поклонились мощам святых Димитрия Солунского, Григория Паламы и других. Посетили храм святой Софии и множество других древних храмов, разбросанных среди новых зданий города и со временем оказавшихся ниже уровня теперешних улиц. Поднялись также к церкви преподобного Давида Солунского, но она оказалась закрытой на обеденный перерыв и мы зайти в нее не смогли.

Во время пребывания в Салониках нам следовало зайти в министерство и зарегестрировать свое желание посетить Афон и получить соответствующие пропуски. У Владыки Петра было официальное письмо от Константинопольской Патриархии и весь процесс получения бумаг прошел без всяких препятствий.

На следующий день, рано утром, мы на такси отправились на автобусную станцию, откуда два с половиной часа добирались до городка Урануполиса, где была пристань теплоходов, везущих пассажиров и грузовиков на Афон.

На пристани надо было получить документы. Заручившись всеми необходимыми бумагами и получив билеты, мы на теплоходе отправились в путь и после нескольких остановок у разных монастырей мы добрались до пристани Дафни. По дороге с борта теплохода можно было видеть разные скиты и монастыри, из которых особенно выделялся Пантелеимоновский, к которому мы вернемся позже.

От пристани Дафни мы на автобусе отправились в скит апостола Андрея Первозванного, где первым делом зашли в храм и поклонились главе святого Андрея. Интересно отметить, что до 60-х годов минувшего столетия в скиту жили русские монахи, а в начале 20-го века их было 500 человек. Сейчас скит находится в руках греков. После ознакомления с храмом, который произвел на всех нас неизгладимое впечатление, нас встретили гостеприимные монахи и пригласили в приемную с традиционным угощением водой, ракией и рахатлукумом. После этого приема монах, заведующий приемом гостей, разместил нас по комнатам на ночлег, владыку Петра в отдельную комнату в том же здании, а всех остальных паломников – в другом здании в одну комнату. Когда мы устроились на своих местах мы спустились вниз на перекус в трапезную, после чего нам рассказали о монастыре и показали «кладбище» - комнату с черепами почивших в этом скиту русских монахов, где владыка Петр отслужил литию при нашем пении.

Затем все паломники отправились в столицу Афона – Карею, в пяти минутах пешком от скита, где хранится оригинал чудотворного образа Божией Матери «Достойно есть». Так как главный храм находился в реставрации, то сама икона хранилась в маленькой церкви рядом, но, когда мы пришли, она была закрыта и мы, посетив несколько иконных лавочек, вернулись обратно, чтобы до вечерней службы отдохнуть.

После отдыха мы все собрались на общую трапезу, которую возглавил владыка Петр. После трапезы мы все снова спустились в Карею, где смогли приложиться к иконе Божией Матери «Достойно есть» и отстоять вечернее богослужение в главном храме столицы. После службы протос Афона пригласил владыку Петра и нас на традиционный прием, во время которого проявил интерес как к нам самим, так и к общему положению и продолжающимся переговорам между Русской Зарубежной Церкви и Московским Патриархатом.

На следующий день, после литургии, которая началась в 4 часа утра, нас угостили завтраком и мы отправились пешком, со всем своим багажом, в Ильинский скит. Сперва путь шел вниз по тропинке, но через некоторое время мы вышли на большую дорогу, идущую в гору, и идти было тяжелее. На наше счастье, нас вскоре догнала машина, которая остановилась и согласилась подвезти к скиту. Водитель машины, отец Иосиф, оказался русским и знакомым владыки Петра. Он одно время жил при Архиерейском Синоде в Нью-Йорке. Таким образом мы быстро добрались до Ильинского скита, который в свое время был русским и в котором проживало до 300 монахов. Здесь нашими монахами с благоговением хранились рукописи преподобного Паисия Величковского и богатейшая библиотека. Теперь же он в греческих руках, а число монахов – около 15-ти. Сам скит содержится в исключительном порядке и чистоте, огорчает только то, что все русские надписи были закрашены. Скит находится на возвышении с чудным видом на море. Для нас открыли главный храм во имя пророка Божия Ильи и трапезный храм, где мы сподобились приложиться к чудотворным иконам и святым мощам.

После краткого отдыха, во время которого нас любезный монах подчивал водой и печеньем, мы снова отправились в путь пешком по тропинке в гору, в скит Богородицы. Тропинка была запущенной и нерасчищенной и подъем был порой очень крутой и не легкий. К нашему счастью, погода была пасмурной и солнце не пекло. К полудню мы добрались до скита Богородицы, где нас встретил русский монах отец Николай с двумя русскими насельниками скита. Посетив церкви скита, подкрепившись предложенными овощами и водой, осмотрев их владения с огородом, мы снова отправились в путь в направлении Ватопедского монастыря.

Из скита Богородицы дорога была проездная. Сперва она шла в гору, но потом вышла на большую дорогу, которая и вела вниз к монастырю. К нашему счастью, на большой дороге нас догнала полицейская машина, которая подвезла к монастырю. Однако машина была не большая и в нее поместился только наш багаж и четыре паломника, включая владыку Петра. Двое из паломников, более молодых и сильных, пошли пешком на легке без багажа вниз по дороге.

В Ватопедском монастыре о нас уже знали и нас ожидали. Нас сразу приняли в приемной с традиционным стаканом воды, рюмкой узы (крепким напитком вроде ракии) и рахатлукумом, а потом разместили на ночлег. Владыку снова поместили в отдельную комнату, а нас в другую. До вечерней службы оставалось некоторое время и было приятно освежиться и принять душ.

Ватопедский монастырь является одним из наиболее старых и богатых монастырей Афона. В настоящее время в нем около 100 монахов и среди них оказался один русский из Воронежа отец Серафим, который и был к нам приставлен нашим переводчиком, сопроводителем и указателем порядка в монастыре.

После малого повечерия, когда все вышли из храма, отец Серафим остался с нами и рассказал нам вкратце историю монастыря и предложил приложиться к святым мощам, которые тем временем были вынесены из алтаря на середину храма. Среди этих мощей была и глава святителя Иоанна Златоуста с нетленным ухом, в которое, по церковному преданию, ангелом ему было нашоптано толкование Священное Писание. Тут же была нам представлена возможность приложиться к чудотворной иконе Божией Матери «Всецарица».

Во время общей трапезы нам был показан музей с разными экспонатами икон и церковных драгоценностей монастыря за время его существования. Затем нас позвали в трапезную и накормили за главным столом вместе с отцом Серафимом. После вечерней службы настоятель монастыря пригласил владыку Петра и нас всех к нему на прием с традиционным угощением и через перевод отца Серафима проявил интерес к нам лично и к процессу примирения между Русской Зарубежной Церковью и Московским Патриархатом.

Утреня началась в 3 часа ночи, а вслед за ней – часы и литургия, во время которой паломники, с благословения владыки Петра, причастились Святых Таин. Закончилась обедня в 9 часов утра, после которой нас всех быстро накормили завтраком и отпустили на пристань, чтобы поспеть к лодке, которая нас должна перебросить в Иверон, т.е. в монастырь Иверской Божией Матери.

Прибыв в Иверский монастырь мы первым делом приложились к чудотворной Иверской «Вратарнице» Божией Матери. Так как мы приехали довольно рано и размещение по комнатам проводилось с 12 часов дня, то нам было предложено отдохнуть в приемной, подкрепиться водой и греческим кофе и погулять по монастырю, что мы и сделали, посетив также иконную и книжную лавки.

Сразу после полудня нас разместили по комнатам и некоторые из нас сразу легли отдохнуть. До вечернего богослужения оставалось много времени и нас провели к источнику на берегу моря, где когда-то святой Гавриил сподобился принять икону, шествующую по воде к святой обители.

Кроме Иверской иконы Божией Матери, в этом скиту хранится множество мощей разных святых. После вечернего богослужения в самом храме все переходят в комнату, где хранятся все эти мощи и служба продолжается там. Литургия с предшествующими ей часами началась в 4 часа утра, после которой мы отправились на пристань, чтобы или на теплоходе прокатиться вокруг полуострова в Дафни или на автобусе добраться до столицы Афона и оттуда на другом автобусе до Дафни, чтобы на большом пароме доплыть до Пантелеимоновского монастыря. Погода была непредсказуема и поэтому лодка вокруг полуострова могла не появиться и мы решили выбрать сухопутный путь на автобусах.

В Карее во время ожидания автобуса на Дафни мы снова встретили отца Иосифа. Так как у нас оставалось достаточно времени, он предложил провести нас к сербскому подворью, где когда-то подвизался святитель сербский Савва со своим отцом. Там нам представилась возможность приложиться к чудотворной иконе Божией Матери «Млекопитательница» и посоху святителя Саввы, который он привез с собой из Иерусалима. Перед посадкой на автобус мы все еще раз приложились к иконе «Достойно есть».

В Пантелеимоновском монастыре мы приехали 8 августа, в канун его престольного праздника. Прибыли мы туда около полудня со множеством других паломников. Пока все паломники устраивались на ночлег, мы остались у пристани в ожидании обещанного проводника. В монастыре уже находились митрополит Воронежский и Липецкий Сергий, епископ Павел (на покое) из Франции и еще три епископа из России. После трапезы нас разместили в общей гостинице. Владыке дали отдельную комнату, и нам пятерым паломникам тоже дали отдельную. Перед малым повечерием для всех паломников была устроена маленькая экскурсия с рассказом об истории монастыря и объяснением всех его достопримечательностей. Были показаны разные храмы обители и множество святых мощей и чудотворных икон. Паломникам была дана возможность приложиться к главе святого великомученика Пантелеимона и мощам других святых угодников Божиих.

Малая вечерня началась в 6 часов вечера и длилась около 30 минут, после чего была общая трапеза. Всенощное бдение началось в 8 часов вечера и длилось до 4 часов утра. Это было поистине всенощное бдение. Пели 4 хора, 2 славянских и 2 греческих. Служил один из приехавших архиереев. Литургия началась в 6 часов 30 минут и длилась 3 часа. Ее возглавил сам митрополит в сослужении других архиереев и многочисленного духовенства. Наш владыка Петр не служил, а стоял на клиросе, но его поминали на всех ектеньях и на Великом входе. Во время этих служб выносилась глава святого великомученика Пантелеимона на середину храма и все паломники имели возможность приложиться к ней. После литургии был крестный ход вокруг храма, после которого при входе в храм все подходили под иконой великомученика.

В заключение праздника была торжественная трапеза, за которой митрополит Воронежский Сергий приветствовал братию и паломников и зачитал поздравление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Так как торжества задержались, то после трапезы большинство паломников направились на пристань, чтобы поспеть к парому. Наш владыка Петр с одним из его иподиаконов сошли с парома, чтобы посетит Хилендарский монастырь, а другие паломники поехали дальше до Урануполиса, чтобы уже ехать дальше в Салоники и домой.

Итак закончилось наше духовно-насыщенное паломничество на Афон.

чтец Павел Уртьев

От редакции: Автор статьи является многолетним чтецом и певцом архиерейского хора Радосте-Скорбященского кафедрального собора в г. Сан-Франциско, где нетленно почивают мощи святителя Иоанна (Максимовича; + 1966 г.).