НОВОСТИ ПО ЕПАРХИЯМ
 
РОССИЯ: 8-го октября 2004 г.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Московского Патриархата

Архиерейский Собор Московского Патриархата открылся в воскресенье 3-го октября с.г. Божественной литургией в Кафедральном Храме Христа Спасителя, по окончании которой Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий призвал русский народ, духовенство Московского Патриархата и, особенно, клириков града Москвы к молитвенной поддержке трудов Собора, и поздравил всех с праздником воскресного дня, пожелав всем, "чтобы Воскресший Спаситель всегда был с нами, укрепляя нас перед лицом трудностей и соблазнов, подавая каждому из нас силы и мужество совершать свое служение и свой жизненный подвиг во славу Божию, на благо нашего земного Отечества, в помощь нашим ближним".

В три часа дня в Зале Церковных Соборов, обратившись к участникам Архиерейского Собора, Святейший Патриарх объявил Собор открытым. Затем, Преосвященные приступили к выбору рабочих органов Собора и принятию регламента, повестки дня и программы Собора, и выслушали доклад Предстоятеля Московского Патриархата за межсоборный период (http://www.sedmitza.ru/index.html?did=17528), в котором он коснулся деятельности Патриарха, Священного Синода, синодальных учреждений, епархий, приходов и монастырей, радостей и проблем церковных и общественных, и определил основные задачи, стоящие сегодня перед Московским Патриархатом. Особой темой для рассмотрения на Соборе, как отметил Патриарх в своем докладе, явились значительные изменения во взаимоотношениях с Русской Зарубежной Церковью и документы, составленные церковными комиссиями по диалогу между Русской Зарубежной Церковью и Московским Патриархатом, учрежденными в декабре минувшего года.

На следующий день с большим интересом был выслушан доклад по этой же теме Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, который, в частности, сказал (http://www.sedmitza.ru/index.html?did=17595): "Постараемся кратко описать те разногласия, которые в начале 1990-х годов рассматривались в качестве основных препятствий к восстановлению общения между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью. Большей частью эти проблемы были обусловлены предшествующей политической ситуацией, сложившейся в советской России и определявшей ее отношения с государствами, где осуществляла свое служение Русская Зарубежная Церковь.

В двадцатые-тридцатые годы прошлого века Русская Церковь была в полной изоляции, общение с зарубежьем было минимальным. Митрополит Елевферий (Богоявленский) писал: «Казалось, что между Патриархией и зарубежной Церковью лежит такая непроходимая пропасть, что о каком-то личном общении нельзя и думать. Нам, зарубежным, оставалось довольствоваться только случайными разнообразными вестями».

Государственная власть в СССР проводила политику, направленную на полное уничтожение Церкви внутри страны и ослабление ее частей, оказавшихся в эмиграции. Архивные документы подтверждают, что от Святителя Тихона многократно требовали лишения сана и отлучения от Церкви зарубежного епископата.

В послевоенный период возможность диалога осложнялась условиями «холодной войны», когда Московский Патриархат и Зарубежная Церковь оказались по разные стороны «железного занавеса», разделявшего две противостоящие мировые системы.

... Со стороны Русской Зарубежной Церкви выдвигались, как правило, следующие условия восстановления общения с Московским Патриархатом.

1. Осуждение Русской Православной Церковью Послания митрополита Сергия 1927 года, а также представленного в этом документе политического курса, включающего компромисс с безбожными властями.

2. Отказ Московского Патриархата от экуменизма, под которым понимается такого рода общение с неправославными христианами или даже представителями нехристианских религий, в каком усматриваются признаки отступления от чистоты Православия. Это требование выдвигается, начиная с последней четверти ХХ века, и в последние годы выходит на первый план при обсуждении вопроса о преодолении разделения.

3. Причисление к лику святых в Русской Православной Церкви новомучеников и исповедников Российских, в особенности же Царской семьи. Такое требование становится слышным после 1981 года, когда прославление Собора новомучеников было совершено в Русской Зарубежной Церкви.

Могут ли на сегодняшний день эти три проблемы рассматриваться в качестве реальных препятствий для восстановления церковного единства?

Начнем с последнего вопроса. Коренное изменение положения в нашей стране, которое православные люди восприняли как дар Божий, ниспосланный по молитвам новомучеников, привело к тому, что Русская Православная Церковь обрела полную свободу. И незамедлительно началась тщательная работа по сбору и изучению документальных и иных свидетельств о мученическом подвиге верных чад Церкви в период безбожных гонений. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года причислил к лику святых великий сонм новомучеников и исповедников, а также совершил канонизацию Государя и Царской семьи. Следует отметить, что среди прославленных новомучеников – многие из тех, кто не разделял церковно-политический курс митрополита, а впоследствии Святейшего Патриарха Сергия.

Деяние Юбилейного Собора о канонизации святых иерархи Русской Зарубежной Церкви восприняли «с особой надеждой и благодарностью Господу Богу», как отмечено в резолюции Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви, состоявшегося в том же 2000 году. В документе также отмечено, что одна из причин разделения между Русской Зарубежной Церковью и Московским Патриархатом теперь, по милости Божией, в основном устранена.

Перейдем к вопросу о «Декларации» 1927 года. Священноначалием Русской Православной Церкви неоднократно было засвидетельствовано, что ныне «Декларация» воспринимается только как исторический документ, утративший силу. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1990 года заявил: «МыЙ вовсе не считаем себя связаннымиЙ Декларацией 1927 года, сохраняющей для нас значение памятника той трагической в истории нашего Отечества эпохиЙ Мы вовсе не намерены идеализировать этот документ, сознавая и его вынужденный характер». В интервью газете «Известия» в 1991 году Святейший Патриарх Алексий сказал: «Заявление митрополита Сергия, конечно, нельзя назвать добровольным, ибо ему, находившемуся под страшным давлением, пришлось заявить вещи, далекие от истины, ради спасения людей. Сегодня же мы можем сказать, что неправда замешана в его ДекларацииЙ Декларация не ставит Церковь в правильное отношение к государству, а, напротив, уничтожает ту дистанцию, которая даже в демократическом обществе должна быть между государством и Церковью».

Не ограничиваясь этими заявлениями, наша Церковь свободно и вне всякого принуждения определила норму церковно-государственных отношений, опираясь на слово Божие, свидетельства многовекового Предания Церкви, включая, в частности, опыт новомучеников, обретенный Церковью в эпоху гонений от тоталитарного безбожного режима. Многие говорили об исторической значимости «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» уже тогда, когда этот документ был принят на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Впоследствии стало ясно: значение «Основ» еще и в том, что это выражение церковного учения открыло новые перспективы для сближения с Зарубежной Церковью. «Церковь, – говорится в документе, – сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедьЙ Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении» - говорится в третьей главе «Основ».

Свободный голос Церкви, с особенной отчетливостью прозвучавший в этом соборном документе, дает возможность взглянуть по-новому на «Декларацию». При всем понимании того, что курс отношения к государству, который был избран в 1927 году, обосновывался побуждениями сохранить возможность легального существования Церкви, – этот курс Собором Русской Православной Церкви авторитетно был признан не соответствующим подлинной норме церковно-государственных отношений. Эпохе церковной несвободы пришел конец. Тем самым, многолетняя проблема в наших отношениях с Зарубежной Церковью была фактически снята. По существу, это также было признано уже упоминавшимся Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви в октябре 2000 года. В ходе недавних переговоров стало совершенно ясно, что раздел «Церковь и государство» в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» обе стороны признают за верное отражение церковного учения. Противоречащие этой норме заявления церковных властей, как с той, так и с другой стороны, сделанные в прошлом под влиянием крайне неблагоприятных для Церкви внешних обстоятельств, ни в коей мере не могут рассматриваться нами как акты, имеющие для Церкви какую-либо силу.

Рассмотрим теперь вопрос об отношении к инославию. Прежде всего, необходимо засвидетельствовать, что представители нашей Церкви, участвовавшие в диалоге с инославными христианами, никогда не руководствовались намерением создать синкретическую религию и никогда не рассматривали межхристианские организации как некую сверх-Церковь. Никогда не разделялась ими и так называемая «теория ветвей». Наши контакты в межхристианской области имели целью прежде всего свидетельство о Православии. Кроме того, следует помнить, что в условиях жесткого контроля со стороны атеистического государства эти контакты являлись реальной возможностью противостоять давлению властей путем выхода Церкви на международный уровень.

Вместе с тем, следует признать, что участие во внешнецерковной деятельности, которая особенно тщательно контролировалась государством, носило элитарный характер, оставаясь непрозрачным для Церкви в лице большинства ее членов. Нельзя обойти молчанием и тот факт, что некоторые участники экуменических конференций в своих публикациях – также подконтрольных – создавали искаженный образ участия Русской Православной Церкви в межхристианских контактах. Все это служило причиной соблазнов, порождая как со стороны Зарубежной Церкви, так и внутри нашей Церкви недоверие и подозрения к межхристианским контактам.

В этом смысле важное значение имеет также документ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятый Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года. В этом документе на основании предания Церкви определяется норма нашего участия в межхристианских отношениях. Следует подчеркнуть, что эта норма также сформулирована в условиях свободы Церкви от государственного вмешательства. В этом документе недвусмысленно подтверждается единственность Церкви и отвергается «теория ветвей». Указано, что Православная Церковь как хранительница Предания и благодатных даров Древней Церкви «главной своей задачей в отношениях с инославием считает постоянное и настойчивое свидетельство, ведущее к раскрытию и принятию истины, выраженной в этом Предании». Убежден, что сказанное в этом соборном документе по существу вполне соответствует тому, как понимает данную проблему Зарубежная Церковь, представители которой в свое время активно участвовали в межхристианских контактах. Вопрос о том, допускает ли Русская Православная Церковь возможность какого-либо литургического общения с инославными, даже особо не рассматривался в «Основных принципах», поскольку не являлся для нас проблемой: отрицательный ответ на него представлялся совершенно очевидным. Однако необходимые разъяснения относительно существующей у нас практики были, по просьбе зарубежной стороны, предоставлены в ходе переговоров, о которых речь будет идти далее.

Таким образом, важнейшие деяния Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года: принятие «Основ социальной концепции» и «Основных принципов отношения Русской Православной Церкви к инославию», а также канонизация великого сонма новомучеников, создали реальные предпосылки для содержательного диалога с Зарубежной Церковью с целью окончательного устранения недоразумений и преодоления проблем, стоящих между нами.

Новое приглашение к такому диалогу было высказано в братском послании Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви Архиерейскому Собору Русской Зарубежной Церкви 2001 года. В послании сказано, что радость освобождения Русской Церкви лишь тогда станет для нас полной, когда получит исцеление рана пагубного раскола. «Печалью исполнены сердца наши оттого, что мы с вами, братия, православно исповедуя единую веру, не можем причаститься от единой Чаши и продолжаем находиться в плену исторически изжитого разделения», – читаем в этом документе, в котором также содержалось предложение приступить к совместной работе комиссий для разрешения тех недоумений, которые все еще стоят на пути единства.

Разделение – это боль всей Церкви, скорбь всего народа. И это не преувеличение: достаточно обратить внимание, с каким интересом, с каким вниманием наше общество следит за процессом сближения. Не остается безучастной к нему и государственная власть. Президент России В.В. Путин в 2002 году, находясь в Вашингтоне, имел краткую встречу с представителем Зарубежного Синода, через которого передал приглашение митрополиту Лавру посетить нашу страну. В 2003 году Президент лично встретился с Предстоятелем Зарубежной Церкви и вновь от своего лица и от лица Святейшего Патриарха передал митрополиту Лавру приглашение приехать в Россию. Эта встреча произвела весьма благоприятное впечатление на наших зарубежных собратьев. Думаю, они смогли удостовериться, что время безбожной власти в России действительно кончилось.

Принципиальная возможность приезда митрополита Лавра была решена в ноябре прошлого года, во время визита первой официальной делегации Зарубежной Церкви во главе с архиепископом Марком. Визит оказался очень плодотворным. Изначально установился доверительный и уважительный тон наших собеседований. С обеих сторон было испрошено прощение за перегибы, которые случались в годы разделения, а также высказано пожелание, чтобы «движение к единству более не встречало новых препятствий посредством высказываний или действий, способных нанести ущерб процессу взаимного сближения».

В беседах с Преосвященными собратьями мы договорились о главном – основных принципах работы по преодолению разделения. Прежде всего, было решено отказаться от повторения полемики прошлых десятилетий. Это, конечно, не означало, что тема анализа пути, пройденного Русской Православной Церковью в XX веке, закрыта. Личности и события могут и должны изучаться историками. Но уже теперь, через диалог, нам следовало бы определить уровень нашего нынешнего единомыслия и уточнить позиции друг друга по проблемам, которые нас разделяли.

Именно поэтому сами эти проблемы было признано целесообразным рассматривать, исходя из современного их понимания как Московским Патриархатом, так и Русской Зарубежной Церковью. В этой связи высказывалась необходимость совместно выработать документы, в которых таковое понимание было бы адекватно отражено. Стороны договорились совместно сформулировать общее отношение к таким темам, как «Церковь и государство», «Православие, инославие и межконфессиональные организации», а также к иным проблемам, составляющим предмет переговоров.

С обеих сторон высказывалось убеждение, что в процессе сближения нужно действовать так, чтобы не наносить ущерба и новых ран друг другу. На этом пути не может быть односторонних тактических побед, не может и не должно быть выигравших и проигравших. Особенно важно, что мы договорились двигаться вперед, исходя из уважения к церковно-административным реальностям, сложившимся в течение ХХ века.

А для практической работы было принято решение создать комиссии, которые должны будут подготовить соответствующие тексты.

Важным событием на пути к единству стал визит Предстоятеля Зарубежной Церкви митрополита Лавра в мае текущего года. Этот визит имел большое символическое значение: впервые Предстоятель Русской Зарубежной Церкви официально посетил нашу страну, состоялась его встреча со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Митрополита Лавра сопровождала большая группа духовенства. Зарубежные гости молились за Патриаршими богослужениями, совершили паломничество к российским святыням. Атмосфера визита была очень теплой и доброжелательной, и в этом – большой вклад Преосвященных архипастырей, как тех, которые участвовали в собеседованиях в Москве, так и тех, которые с любовью принимали наших гостей в епархиях.

Визит имел и большое практическое значение. Было принято решение о начале совместной работы комиссий по диалогу, учрежденных еще в декабре, и сформулированы конкретные темы, требующие совместного изучения. Комиссиям было предложено высказаться:

  1. о принципах взаимоотношений Церкви и государства, соответствующих учению Церкви;
  2. о соответствующих традиции Церкви принципах взаимоотношений Православной Церкви с неправославными общинами, а также межконфессиональными организациями;
  3. о статусе Русской Зарубежной Церкви как самоуправляющейся части Русской Православной Церкви;
  4. о канонических условиях для установления евхаристического общения.

Документы, подготовленные комиссиями, должны быть представлены на усмотрение Священноначалия Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

Комиссии приступили к совместной работе и уже провели два заседания: в Москве и Мюнхене. Подготовлены согласованные документы по тому кругу вопросов, который был определен в ходе майского визита митрополита Лавра. Подробнее об этом расскажет в своем сообщении архиепископ Корсунский Иннокентий, председатель комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью. Владыка Иннокентий также представит на рассмотрение Собора подготовленные комиссиями документы. Со своей стороны, хотел бы только отметить ту атмосферу, в которой проходили эти встречи. Я смог ее почувствовать, поскольку неоднократно встречался с участниками заседаний и поддерживал с ними тесный контакт. Переговоры проходят в спокойной и дружественной обстановке. Ощущается чистота намерений участников и отсутствие чего-либо, указывающего на наличие не декларируемых целей. Обе стороны честно стремятся достигнуть взаимопонимания, не отступая при этом от своих принципов. По итогам первого заседания в Москве Священный Синод Русской Православной Церкви принял определение, в котором, согласно предложениям комиссий, рекомендовал архипастырям, несущим служение за пределами нашей канонической территории, всячески развивать совместные инициативы с собратьями-архиереями Русской Зарубежной Церкви. Решено впредь отказаться от возбуждения судебных исков и прекратить существующие судебные дела, а в случае невозможности разрешения конфликтных ситуаций на месте передавать такие вопросы на совместное рассмотрение комиссий. Ожидается, что такое же решение примет в ближайшее время и Зарубежный Архиерейский Синод.

Что касается перспективы решения упомянутых проблем, входящих в круг озабоченностей Московского Патриархата, то в процессе диалога, как кажется, удается согласовать общий подход к их рассмотрению. Надеемся, что предстоящие заседания комиссий, включая ближайшее в ноябре сего года, завершатся появлением согласованных текстов, свидетельствующих о достигнутом единомыслии. Если, Богу содействующу, вся работа будет успешно завершена и получит одобрение Священноначалия, то потребуются соответствующие канонические деяния, которыми бы констатировались прекращение разделения и восстановление полного общения с Русской Зарубежной Церковью. Полагаю необходимым решить: следует ли для этого созывать Архиерейский Собор, или, на основании принципиального рассмотрения данного вопроса настоящим Собором, дальнейшие полномочия могли бы быть переданы Священному Синоду"?

Затем, председатель комиссии по диалогу с Русской Зарубежной Церковью Архиепископ Корсунский Иннокентий представил составленные обеими церковными комиссиями документы и продолжилось обсуждение этого вопроса, после чего была принята следующая резолюция: "Заслушав и обсудив доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, а также доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, и сообщение архиепископа Корсунского Иннокентия об успешно развивающемся диалоге с Русской Православной Церковью за границей, Архиерейский Собор возблагодарил Всемилостивого Господа за существенное улучшение взаимных отношений с нашими собратиями и единодушно определил:

  1. Признать делом исключительной важности шаги, направленные к преодолению разделения, в течение многих десятилетий существующего в теле Русской Православной Церкви.
  2. Выразить удовлетворение по поводу состоявшихся визитов в Россию официальных делегаций Русской Православной Церкви за границей, в том числе делегации, возглавлявшейся ее Первоиерархом Высокопреосвященным митрополитом Лавром, а также в связи с успешной совместной работой Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссии Русской Православной Церкви за границей по переговорам с Московским Патриархатом.
  3. Одобрить содержание подготовленных Комиссиями документов, представленных на рассмотрение Собора.
  4. По завершении работы Комиссий и двустороннего согласования подготовленных документов поручить Священному Синоду на основе суждений, имевших место на настоящем Соборе, совершить каноническое деяние, коим будет восстановлено евхаристическое общение и единство".

Кроме вопросов, связанных с Русской Зарубежной Церковью, обсуждались представленные на Соборе доклады по вопросам взаимоотношений с Поместными Церквами и старообрядчеством, социального служения, демографии и работы с молодежью, проекта временного положения о церковном судопроизводстве для епархиальных судов, положения о церковных наградах. Собор также принял заявление о противодействии экстремизму и терроризму и иные документы и определения.

В среду 6-го октября Президент России В.В. Путин принял Патриарха и членов Архиерейского Собора в Александровском зале Московского Кремля, где обсудил с ними итоги Собора и выслушал высказывания Преосвященных по вопросам сотрудничества Церкви и государства в восстановлении памятников истории и культуры, преподавания Основ православной культуры в государственных общеобразовательных учреждениях, социального служения и церковной благотворительности. Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий выразил поддержку предложения о праздновании 4-го ноября, в день Казанской иконы Божией Матери, память об освобождении России от грозного недруга и окончании смутного времени в 1612 г. После встречи с Президентом члены Архиерейского Собора во главе с Патриархом направились в Успенский собор, где были совершены молебное пение Московским Первосвятителям, чьи мощи там почивают, и заупокойную литию по погибшим в Беслане, а вечером все отправились в Покровский женский монастырь, дабы приложиться к мощам Блаженной Матроны Московской, которую было решено причислить к лику святых на заседаниях второго дня Архиерейского Собора.

Заключительные праздничные богослужения были совершены в Троице-Сергиевой Лавре в день памяти преподобного Сергия.