НОВОСТИ ПО ЕПАРХИЯМ
 

ЗАПАДНО-АМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ: 30-го ноября 2004 г.

"Глоток живой воды"
Очерк о концерте церковно-приходского хора храма всех святых в Земле Российской просиявших

Один американец, принявший православие, еще будучи протестантом, рассказывал, что, придя первый раз на службу в церковь Всех Святых в Земле Российской Просиявших в г. Бурлингейме, был восхищен великолепным пением хора. Красота богослужения, убранство храма укрепило его мысль о том, что православие и есть истинная вера, если люди молятся Богу так красиво.

Большая часть музыки, доступной слушателю представляет собой так называемую Тмассовую культуруУ, опустошающую душу человека. Но есть и другая музыка, не рассчитанная на коммерческий успех, которая очищает душу, заставляет думать о вечных ценностях. Это церковная музыка.

Публичное исполнение религиозной музыки происходит не часто, но в преддверии Дня Благодарения хор церкви Всех Святых в Земле Российской Просиявших в г. Бурлингейме дал свой первый концерт духовной музыки. Это знаменательное событие в жизни русской общины Сан-Франциско и района Залива произошло 14 ноября 2004 г. в Бурлингеймской Методистской церкви.

Люди со всей округи от San Jose и Walnut Creek до Сан-Франциско начали прибывать задолго до начала концерта. РАКС (RACS, т.е. "Russian American Community Services" - ред.) и Дом Св. Ольги наняли автобус для доставки желающих попасть на этот концерт. Среди гостей были не только русские, но и американцы. За четверть часа до начала зал был заполнен, но желающие послушать русскую духовную музыку все прибывали, с трудом находя себе места.

Незадолго до начала приехал Архиепископ Сан-францисский и Западно-Американский Кирилл. Регент Андрей Руденко, получив благословение Владыки, занял свое место, хористы встали, зал замер, и зазвучали торжественные звуки композиции Дмитрия Бортнянского ТДа воскреснет БогУ. Присутствовавшие по-новому воспринимали хорошо знакомое произведение, наслаждаясь красотой голосов хористов, гармонией русской церковной музыки.

В церкви во время службы больше сосредотачиваешься на молитве. А во время концертного исполнения церковной музыки обращаешь внимание на красоту, гармонию, на звучание голосов хора, солистов.

Чистые женские голоса солисток Ольги Медведко и Александры Рожковской в композиции Ледковского ТАнгел вопияшеУ напомнили строки из стихотворения А. Блока:

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Вот и мы, как те корабли, ушли далеко от родных берегов и проросли на чужбине силой русского духа, верой православной, русской культурой, но душа летит в родные края, и молимся мы о России...

Апогеем концерта прозвучало многоголосое исполнение ТВеликого СлавословияУ Струмского. На фоне басов нежно звучали женские голоса, и лился чудесный баритон солиста Павла Руденко.

Благодаря усилиям основателей и ветеранов хора в нем собраны представители разных волн русской эмиграции, вместе с исполнителями старшего поколения поют и подростки, продолжающие традиции русского зарубежья. Многие участники дружного ансамбля хористов связаны родственными узами. Их бескорыстный труд на спевках, репетициях и церковных богослужениях приносит радость не только слушателям и прихожанам, но и самим исполнителям. Хор – гордость прихода. С момента основания православного храма в Бурлингейме в 1952 году и до сегодняшнего дня церковным хором руководило двенадцать регентов.

Нынешнего регента прихожане знают как скромного, приветливого человека, талантливого музыканта, знатока церковной музыки. Но не все, вероятно, знают, что Андрей Владимирович Руденко с семи лет начал петь в церковном хоре, долгие годы трудился на музыкальной ниве и достиг высокого уровня в исполнении духовной и классической музыки. До назначения на должность регента церкви Всех Святых в Земле Российской Просиявших в июне 2001 г. он основал и был музыкальным руководителем Русского Камерного хора в Бостоне. В Бостоне А.В. Руденко состоял членом музыкальных обществ, принимал участие в фестивале хоровой музыки, участвовал во многих конференциях, посвященных Русской церковной музыке. В 1995 году он дебютировал как дирижер в Бостонском Симфоническом Зале с концертом русской духовной и народной музыки совместно с русским баритоном Дмитрием Хворостовским. Андрей Владимирович работал и в России, дирижируя Карельским Академическим хором, управлял совместным выступлением своего Русского Камерного хора и хора ТВоскресениеУ в Москве, а также осуществил звукозапись Всенощной Рахманинова.

В первом отделении удачно подобранной программы концерта были представлены в хронологическом порядке церковная музыка 19-го и начала 20-го столетий. От итальянского стиля борокко в произведении Бортнянского ТДа воскреснет БогУ до строгих, порой аскетичных музыкальных композиций Всенощной С.В.Рахманинова, А.Никольского, Ф.Рожнова, отражающих возврат духовной музыки к благотворным корням древних русскик распевов. От Санкт-Петербургской школы свободной композиции в музыке П.И.Чайковского и А.Рожнова до композиционного стиля Московской школы, появившейся с возрождением русского национального патриотизма во второй половине 20-го столетия, характерного музыке С.Трубачева, С.В.Рахманинова, Ф.Степанова, А.Никольского. Во второй части прозвучали торжественные произведения, более разнообразные по оранжировке и многогранные по музыкальному звучанию, славящие Господа Бога, Богородицу и Святых на музыку Никольского, Р.Чеснокова, Ледковского, Бортнянского, А.Лядова и Николаева-Струмского.

После окончания концерта настоятель храма Всех Святых в Земле Российской Просиявших отец Стефан Павленко как заботливый пастырь благословлял и общался с гостями. Люди долго не расходились, делились впечатлениями, поздравляли хористов с удачной премьерой, благодарили за доставленную радость, словно глоток живой воды среди духовной жажды, желали мызыкантам дальнейших успехов. Хочется еще раз поблагодарить и поздравить церковный хор и регента с удачным первым концертным выступлением, все их труды оправдались сторицей. Низкий им поклон!

Прихожанка русской церкви в Бурлингейме.