На главную


ЗАПАДНО-АМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ, 1996


ОБРАЩЕНИЕ
Пастырского совещания духовенства Западно-Американской епархии

«Благодарим Тя Благоутробне, спасающего Крестом души наша»
Стихира на Господи воззвах, вечерня понедельника 4-й седмицы Великого поста

Мы, пастыри, участники пастырского совещания в городе Сан Франциско, собрались под благодатным покровом Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости и великого святителя и чудотворца Иоанна Шанхайского и Сан Францисского. Мы радуемся возможности тесного духовного общения с нашими архипастырями и друг с другом в деле церковного созидательства в духе любви, единения и откровенности. В эти дни Святой Четыредесятницы, когда «всечестный Крест в поклонении лежит» мы вместе молились, мы объединились вокруг святого Престола, мы делились своими пастырскими переживаниями, своими радостями и тревогами. Мы сознаем, что мы мало Господа благодарим за Его богатые милости к нам. Выражая Господу благодарность за преподанный нам дар священства, мы, вместе с тем, благодарим Его и призываем вверенных нам духовных чад быть благодарными Богу за милость пребывания в истинной Церкви Христовой. Как это должно радовать и согревать наши сердца!

По ходу совещания следующие темы и вопросы оказались особенно насущными и актуальными:

I.

Мы никогда не должны забывать, что приход — духовная семья. Приход не демократия, не диктатура, а именно семья. В этой семье Христовой должно веять духом любви, доверия, открытости и скромности. Все люди, ищущие духовной поддержки, будут к такой семье стремиться. Сейчас, среди многих американцев, среди духовенства и паствы разных модернистских и псевдо-православных юрисдикций, а также новоприбывших русских людей, идут духовные поиски, поиски той Церкви, которая в мiре сем, но не от мiра сего. Эти люди ищут в Церкви опору, ищут столп и утверждение истины, а от нас ласку, тепло, заботу и истинное духовное попечение. Откроем для этих людей двери наших сердец и двери наших храмов. И не только откроем, но и протянем им руку.

Мы очень озабоченны вопросом восстановления благочестия среди наших прихожан. Святитель Иоанн Златоуст напоминает нам, что церковь создана не для того, чтобы молящиеся показывали в ней тленное богатство, а для того, чтобы собирали богатства духовные... В частности, совершенно недопустимо женщинам подходить к святой Чаше, к святому Причастию с накрашенными губами и оставлять на лжице и Чаше следы помады, что является поруганием святыни. Мы также призываем женщин приходить в храм с покрытой головой, как об этом учит святой апостол Павел (I Кор. 11, 5).

II.

Мы также считаем, что особые усилия и особое внимание необходимо оказывать нашей смене — молодежи. Это — будущее нашей Церкви. Мы уже многую молодежь, отчасти из-за денационализации и смешанных браков, отчасти по собственной вине, потеряли. Необходимо применить все усилия, чтобы привлечь молодежь к Церкви, к духовной жизни. Мы призываем наших детей и нашу молодежь, вместе с нами, быть членами Святой Церкви, вместе спасаться. Общество, в котором мы живем стало обществом отчаяния. Молодежь это чувствует — у нее мало отрады в ХХ веке. Истинное утешение — только в Церкви. Мы с особой радостью и энтузиазмом приветствуем недавнее постановление Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей о назначении постоянного комитета для организации ежегодных Свято-Германовских съездов молодежи — необходимо применение всех возможных средств для того, чтобы духовно поднять нашу молодежь. Мы готовы с другими пастырями, с прихожанами и с молодежью работать к осуществлению этой цели. Следует отметить, что в приходской жизни детей и молодежь нередко отталкивает одно ужасное явление — постоянное осуждение прихожанами друг друга и пастырей и архипастырей Церкви. Будем всеми силами с этим грехом бороться.

III.

В ходе совещания мы вспоминали некоторых наших усопших духовных наставников. Вспомнили митрополита Антония, о котором святитель Иоанн писал: «Близок ему был каждый православный, какой бы он ни был народности и из какого бы ни был края. Каждому, кто имел нужду в нем, он был добрым отцом и мудрым наставником. К каждому, приходившему к нему за духовным советом, он относился как к своему духовному сроднику...» Вспомнили и митрополита Анастасия, который часто собирал свое духовенство и молодежь, расспрашивал их, выслушивал их и духовно их поддерживал. Вспоминали, конечно, и нашего Владыку Иоанна. Эти святители имели личную заботу и о своем духовенстве, о своей пастве, и, особенно о молодежи. Они искали, согласно книге Притчей Соломоновых, совет: «Спасение же есть во мнозе совете». Духовенство и верующие чувствовали себя живой, реальной частицей нашей Церкви. Ощущалось благодатное единство и доверие, которые так важны для созидательной церковной работы и которые являются и должны являться одними из свойств нашей Зарубежной Церкви. Когда нет совета, когда нет доверия, нет личной озабоченности и единства в ограде церковной, тогда страдает церковная жизнь и появляются недоверие, отчуждение, недоразумения, расхолаживание и подавленность. Мы призываем всех к истинно-церковному сотрудничеству.

IV.

Говоря о наших духовных наставниках, мы не можем умолчать о нашей Матери, о нашей Русской Православной Церкви заграницей. Тернист путь нашей оклеветанной, непонятой, одинокой Церкви. Тернист был путь мучеников за веру от латинян пострадавших — предательство случившееся 400 лет тому назад в Брест-Литовске, не только длится по сей день, но и преумножается, вовлекая поместные православные Церкви в новую унию с Римом. Тернист был путь святых Новомучеников Российских — тех, кто пролил свою кровь за исповедание правой веры. Тернист был путь изгнанников за веру православную. Мы не можем забывать их кровь, их веру, их принципиальность, их ревность, их благочестие. Мы должны твердо стоять в вере, в истине. В трудные времена, в периоды веяния, именно твердое стояние в истине привлекает людей; чистота веры приносит истинную радость. Необходимо хранить духовное наследие нашей Церкви.

V.

Наши духовные наставники неоднократно предупреждали (и предупреждают) нас о происходящем вокруг нас отступничестве, нравственном разложении и духовном опустошении. Иногда, незаметно даже для себя самих, мы из-за этого и разных приходских трудностей падаем духом, мы забываем о величайшей христианской добродетели — надежде. Мы забываем слова Господа: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32). Несмотря на все трудности и на весь мрак сегодняшнего мiра, мы должны в своем сердце иметь радость и надежду, ибо наша вера — вера побеждающая. Не утеряли ли мы внутреннее убеждение в победе Истины? Врата адовы не одолеют Церковь (Мф. 16, 18). Да, мы живем в погрязшем во грехе мiре, но не говорил ли нам святой апостол Павел: «идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать» (Рим. 5, 20)? Яркий пример тому город Сан Франциско, в котором многие погрязли в гнусном пороке, в извращении образа Божия в человеке — но в этом же городе явилось всему мiру величайшее утешение и милость — нетленные останки святителя Иоанна! Нет, духом падать не будем. Будем жить надеждой и передавать этот дух надежды нашей молодежи. А с надеждой будет и радость, о которой мы тоже часто забываем. Разве нам апостол Петр не повелевал радоваться радостью неизреченной (I Петр, 1, 8)? И эту радость надо передать нашей молодежи.

VI.

В житии преподобного Василия содержится повествование о том, как он молился, чтобы Господь открыл ему участь его умершей послушницы Феодоры. Господь ответил на молитву преподобного. Явившаяся ему во сне Феодора поведала о прохождении ею мытарств лености, скупости, блуда, гордости, лжи... Знаменательно то, что последнее мытарство перед входом в Царство Небесное явилось мытарством немилосердия и жестокосердия. Если мы имеем за собой многочисленные подвиги, но нет милосердия, то вход в Царство Небесное нам закрыт. Ведь на Страшном Суде заключительный суд будет именно суд о милосердии. Мы, пастыри Церкви Христовой, особенно призваны к проявлению милосердия к нашим пасомым и, одновременно, вверенные нам души должны проявлять милосердие друг к другу. А к себе же лично надо проявлять больше строгости и требовательности.

Работа с молодежью, совместное церковное созидание, вкоренение надежды, радости и милосердия, верность идеологии и духовному наследию Зарубежной Церкви, восстановление благочестия, протягивание наших рук всем ищущим и желающим спасение и неизреченная благодарность Господу за все — вот о чем мы говорили на нашем совещании, о чем мы переживали и к чему мы стремимся. Мы глубоко убеждены, что следуя этому пути, к этим целям, наша церковная жизнь станет более оживленной, более созидательной, более плодотворной. Несмотря на то, что со стороны пастырей потребуется больше усилий, больше молитвы, больше ревности о Господе, мы чувствуем какую-то взволнованность и новую струю духовных сил. Мы хотели об этом поделиться со своими собратьями в разных епархиях, со своими прихожанами и с нашей дорогой молодежью в надежде, что искра, зажженная здесь, у мощей святителя Иоанна, распространится, разгорится и превратится в пламя веры, любви и надежды.

Архиепископ Антоний, епископ Кирилл и участники совещания

Среда средопостная 1996
г. Сан-Франциско, Калифорния


 





Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей.
Copyright © 2018
Synod of Bishops of the Russian Orthodox Church Outside Russia.
При использовании материалов, ссылка на источник обязательна:
"Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей"
75 East 93rd Street
New York, NY 10128, U.S.A.
Tel: (212) 534-1601
Э-адрес для информации, присылки новостей и материалов: webmaster@synod.com
Э-адрес для технических дел: info@synod.com