инокиня Васса (Ларина)
Что такое "Православное Епископство Церкве Российския"?

В силу меняющихся исторических обстоятельств, некоторые слова православного богослужения, вполне понятные для прежних поколений верующих, могут со временем стать совершенно непонятными для новейших поколений. Например, - литургийный возглас, "Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны (т.е. нас – ред.)". Если бы мы в ближайшее воскресенье при этих словах опросили присутствующих в храме: кто-же такие "благочестивые" , и кто - "мы" ? - Не­сомненно, что в ответ мы услышали бы самые разные предположения. Иной себя причисляет к "благочестивым", иной - к "нам"...

Подобную загадку в наше время представляет собой поминаемое во всех храмах Русской Зарубежной Церкви "Православное Епископство Церкве Российския". В настоящее время в Русской Зарубежной Церкви во все прошения, в которых поминается правящий архиерей, перед поминовением последнего вставляется: "Православное Епископство Церкве Российския, и господина нашего, Высокопреосвященнеишаго Лавра, Митрополита Восточно-Американскаго и Нью-Йоркского, Первоиерарха Русския Зарубежныя Церкве..." - т.е., сначала поминается "Православное Епископство", затем иерархия Русской Зарубежной Церкви. Не так давно, до падения советской власти поминалось "Православное Епископство г о н и м ы я Церкве Российския". В то время неясность формулировки могла объясняться общей неясностью всего, что происходило за "железным занавесом". При поминовении "Православного Епископства гонимыя Церкве Российския" мысль зарубежного верующего могла переноситься по ту сторону "железного занавеса", - к гонимым, быть может катакомбным, нам неизвестным святителям. Теперь-же Россия открылась, прежние гонения прекратились, и поминается уже не гонимое "Православное Епископство Церкве Российския ". - Но какое это, ныне не гонимое, "епископство" имеется в виду, - вряд-ли понятно рядовому верующему. Ведь поминовение "Православного Епископства" п е р е д поминовением иерархии самой Русской Зарубежной Церкви обозначает иерархическое превосходство первого над последним, подотчетность последнего этому первому. Помимо возглавляемого Патриархом Алексием II Московского Патриархата нам известно уже не одно "епископство" в России ( nomina sunt odiosa sed multa ), - неизвестных- же нам катакомб уже не существует. Но которому из этих "епископств" может быть подотчетна Русская Зарубежная Церковь?

Для некоторого разъяснения этого вопроса необходимо исследовать историю поминовения "Православного Епископства Церкве Российския", т.е. когда и при каких условиях была введена эта формулировка в богослужения Русской Зарубежной Церкви.

В связи с кончиной Местоблюстителя патриаршего престола Свщмуч. Петра Крутицкого, на Архиерейском Соборе Русской Зарубежной Церкви в декабре 1937 г. был составлен "Акт о законном преемстве звания Местоблюстителя московского патриаршего престола и возглавления Русской Православной Церкви после смерти Митрополита Крутицкого Петра". 1 [Государственный Архив Российской Федерации, Москва (ГАРФ). Протоколы Архиерейского Собора РПЦЗ 1937 г., ф. 6343, оп. 1, д. 17, л. 4.] Признав притязания митр. Сергия (Страгородского) незаконными, Архиерейский Собор признал митр. Казанского Кирилла законным Местоблюстителем, не зная о том, что Свщмуч. Кирилл был расстрелян 20 ноября 1937 г. Однако, в виду гонений Собор признал невозможным открыто поминать митр. Кирилла, постановив: "Поминать митр. Кирилла, как Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола и Возглавителя Русской Церкви за проскомидией и в частных молитвах, но от возглашения его имени за Богослужениями воздержаться, чтобы не навлечь на него тяжких гонений со стороны безбожной власти большевиков. Настоящий акт хранить без опубликования, во свидетельство будущим временам о законном преемстве возглавления Русской Церкви." 2 [ Там же. ] Вместо-же открытого поминовения имени митр. Кирилла Собор постановил поминать "Православное Епископство Церкве Российския", 3[ Там же, на обор. ] впрочем более подробного объяснения этой формулировки в протоколах 1937 г. нет.

Из сказанного можно заключить, что первоначально "Православное епископство церкве Российския" обозначало конкретное лицо, а именно Патриаршего Местоблюстителя митр. Кирилла, т.к. имя его не могло возноситься открыто. Такая формулировка обозначала одновременно и то, что Архиерейский Собор не признавал митр. Сергия возглавителем Церкви Российской.

Несколько менее конкретное толкование "Православного Епископства" слышится уже год спустя, на Архиерейском Соборе в августе 1938 г. На этом Соборе опять был поднят вопрос "о поминовении епископов Российской Церкви" 4[ Кем поднят вопрос - не говорится в протоколе.] В протоколах не значится нового решения по данному вопросу, а только занесено замечание митр. Анастасия: " [О том,] как поминать Епископов Российской Церкви, [митр. Анастасий] указывает, что в Восточных Церквах во время вдовства Патриаршей кафедры поминается "епископство" этой Церкви". 5[ ГАРФ. Ф. 6343, оп. 1, д. 18, л. 14 на обор. ] Следует отметить, что Архиерейский Собор в это время еще не знал о кончине свщмуч. Кирилла. Из одного письма митр. Анастасия от октября 1941 г. видно, что и к концу 1941 г. он не имел достоверных сведений о судьбе митр. Кирилла. 6[ Синодальный Архив в Нью-Йорке. Переписка в связи с войной 1941-1944 гг. Письмо митр. Анастасия архиеп. Серафиму от 1 окт. 1941 г. ]

Дело в том, что до 1992 года, т.е. до недавнего времени точная дата кончины свщмуч. Кирилла оставалась неизвестной. В известном каталоге Русского Епископата митр. Мануила Лемешевского (1966 г.) выставлена неверная дата с клеветнической заметкой: "Скончался митрополит Кирилл в августе 1941 года от укуса змеи." 7[ Мануил (Лемешевский) митр. Русские православные архиереи с 1893 по 1965 год. В: Oikonomia : Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Teil IV , B . 43. Erlangen , 1986. S. 120 .] Теперь, когда известно, что митр. Кирилл расстрелян в тюрьме в Чимкенте в навечерие праздника Архангела Михаила 7/20 ноября 1937 г., 8[См. Акты Святейшего Патриарха Тихона. Сост. М.Е. Губонин. -М., 1994. С. 867. и др.] - версия митр. Мануила, подлинно змииная, остается памятником многообразной неправды, перенесенной новыми мучениками Русской Церкви, а в частности старейшим из святителей Русской Церкви тех годов, свщмуч. Кириллом Казанским.

Хотя и не знал Архиерейский Собор с достоверностью о кончине свщмуч. Кирилла, вероятность кончины Патриаршего Местоблюстителя учитывалась, несомненно, и в 1938 г. как митр. Анастасием, так и всем заграничным Архиерейским Собором. Мы предполагаем, что митр. Анастасий не без такого учета расширяет смысл "Православного Епископства", понимая под этим уже не столько конкретное лицо, сколько определенную, необычайную церковную ситуацию: вдовство патриаршей кафедры.

Надо сказать, что практика Греческой Церкви, на которую по всей вероятности ссылается митр. Анастасий, 9[ Митр. Анастасий в 1921-1924 гг. служил в Константинополе, где его неоднократно приглашали служить в греческих храмах, затем в Иерусалиме занимал должность Наблюдающего за делами Духовной Миссии, - так что имел возможность ознакомиться с греческой практикой. ] не совсем сходна с практикой, воспринятой в 1937 г. Архиерейским Собором. В Греческой Церкви в двух случаях предусматривается поминовение "епископства", впрочем не собственной церкви, а "всякое епископство православное" ( pases Episkopes Orthodoxou ) : При вдовстве патриаршей кафедры, до выбора нового патриарха, церковные законоположения Греческой Церкви ( Ekklesiastike nomothesia ) предписывают архиепископу поминать "всякое Епископство Православное" ( pases Episkopes Orthodoxou ). [ Konidori - Troianou , Ekklesiastike nomothesia , arthron 28. Athens 1984, p . 49. ] 2.) В греческом Чиновнике ( Archieratikon ) предписывается самому патриарху или архиепископу поминать на литургии "всякое Епископство Православных ( pases Episkopes Orthodoxou ) и священный наш Синод", когда сам патриарх или архиепископ служат: [ Archieratikon . ApostolikeDiakonia . Ekdosis 3. Athens 1994, p . 26. ] Здесь, как видно, поминается самим предстоятелем "епископство" других поместных православных церквей, общение с которыми осуществляется прежде всего самим предстоятелем, т.е. патриархом или архиепископом. Поминовение-же "епископства" с о б с т в е н н о й церкви не предусмотрено уставом Греческой Церкви. Отсюда можно установить, что поминовение Русской Зарубежной Церковью "Православного Епископства" собственной, Российской Церкви не имеет прецедентов в греческой практике и уникальна по своей формулировке.

Как бы то ни было у греков, из истории Русской Зарубежной Церкви можно заключить, что поминовением "Православного Епископства Церкве Российския" констатируется определенное, чрезвычайное каноническое положение: вдовство патриаршей кафедры. А соблюдение обсуждаемой формулировки и по сей день констатирует, что Русская Зарубежная Церковь и по сей день чает патриарха всецелой Российской Церкви . Как известно, ныне здравствующий патриарх Московского Патриархата Алексий II не является патриархом и Зарубежной Русской Церкви. Согласно Указу № 362 Свят. Патриарха Тихона, Русская Зарубежная Церковь в период гонений управлялась обособленно, подобно тому, как и Московский Патриархат обособленно управлялся, не вопрошая о своих решениях зарубежных епископов Русской Церкви. Это положение дел и канонически предусмотрено (Указом № 362), и исторически - при всей своей трагичности - вполне понятно. Таким, можно сказать, понятным образом, и нынешнее патриаршество Московского Патриархата восстановлено в обособленности тех времен, без участия всей Полноты Российской Церкви. Теперь-же, согласно тому-же Указу № 362, необходимо восстановление церковного возглавления, - а быть может, взаимное признание уже существующих церковных центров - всей Полнотой Русской Церкви, т.е.Поместным Собором всецелой Российской Церкви.

В заключение можно сказать, что поминовением "Православного Епископства Церкве Российския" Русская Зарубежная Церковь ежедневно исповедует свое чаяние такого Всероссийского Собора, который один только может восстановить преемство от последнего Всероссийского Собора 1917-1918 гг., и который один сможет назваться в полном смысле "Православным Епископством Церкве Российския".


Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей.
© 2018 Synod of Bishops of the Russian Orthodox Church Outside Russia.
При использовании материалов, ссылка на источник обязательна: "Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей" webmaster@russianorthodoxchurch.ws
Э-адрес для информации: info@russianorthodoxchurch.ws