На главную

 

 

Проблемы молодежи за рубежом и путь к их решению
Протоиереи? Гавриил Макаров

(Секция 3: «Роль молодежи в консолидации общины»)
VI Всемирныи? Конгресс Соотечественников – Москва 01 ноября 2018.

Уважаемые Делегаты-Соотечественники,
Тема моего короткого выступления касается молодежи. В начале, я хочу привести слова великого писателя и мыслителя древнеи? Православнои? Церкви, Святителя Иоанна Златоуста. Он жил в 4 веке и является автором тои? Литургии, которая сеи?час служится каждодневно в наших Православных храмах. Вот его слова: «Если в не окрепшеи? еще душе запечатлены будут благие учения, никто не сможет их изгладить, когда она затвердеет, подобно тому, что бывает с восковои? печатью.»

Эти слова задают тон и моральное направление всему моему последующему выступлению. То есть, в них находится ключевая причина, почему Церковь, общество и даже государство, не могут относиться равнодушно к вопросам касающиеся воспитания молодежи.

Я хочу немного поделиться с вами о положении россии?ских сооотечественников проживающих в Австралии, с особым акцентом на молодежь. Кое-что из того, что я скажу конечно будет для вас знакомым, но, может быть я смогу и затронуть что-нибудь для вас новое.

Немного о себе. Я священник Русскои? Православнои? Церкви Заграницеи?. Был рукоположен в сан священника в 1984 году и служу сеи?час в Свято-Николаевском Соборе в г. Брисбен, Австралия. Собор наш имеет то отличие, что он является первым русским храмом на австралии?скои? земле. В нашем приходе богослужения совершаются с 1923г. Родился в Китае, в г. Хаи?лар, и в 3-летнем возрасте, вместе с родителями иммигрировал в Австралию, в 1962 году. В Австралии проживаю 57 лет.

Помимо церковно-пастырскои? работы я много лет возглавлял Епархиального Молодежного Комитета при Австралии?ско-Новозеландскои? епархии. О работе с молодежью я и хочу вам рассказать.

Если у нас провести беседу с родителями, духовенством, педагогами, с бабушками, дедушками, то все будут сетовать на то, что в течении многих десятилетии? наблюдается печальная картина медленного, но постоянного отпадения от русско- культурнои? и церковнои? жизни значительнои? части нашеи? молодежи. Причины этого неоднородны, но на основные из них можно легко указать.

Первая – сегодня, более чем когда бы то не было в современнои? истории, мы живем в краи?не плюралистическом обществе, в котором элементы духовных и культурных воззрении? всех времен и народов присутствуют везде: в школе, на работе, в свободное время. Когда это мультикультурное месиво предлагается в форме политическои? корректности и взаимнои? толерантности современных днеи?, то нашеи? молодежи тяжело разобраться в сути вещеи?, и начинается процесс разъедания и обездушивания внутренних убеждении? человека.

Вторая причина – перед нашеи? молодежи стоит задача сохранения своих русских православных корнеи? в среде, культуре и обществе, отношение которых к этим корням не только не благосклонно, но зачастую и открыто враждебно.

Третья – на состояние молодежи сильно влияет подростковая среда. Часто это влияние мы недооцениваем, но в жизни каждого человека влияние подростковои? среды особенно сильно ощущается в определенныи? критическии? период становления личности, которыи? обычно выпадает на возраст от 12 до 20 лет. Для того, чтобы быть принятыми в желаемыи? круг общения, многие молодые люди, даже против своеи? воли, склоняются к поступкам, о которых в последствии сожалеют.

Посему очень важно, чтобы характер социальнои? группы или круга в котором находится молодои? человек в это время, были позитивными. Вызывает сожаление тот печальныи? факт, что наши церковные общины и русские общественные организации часто не предоставляют никакои? социально-групповои? поддержки молодым людям, с тем, чтобы неи?трализовать воздеи?ствие на них потенциально вредных социальных групп.

Четвертая – нельзя не упомянуть еще? один фактор в силу его заметного влияния на молодых людеи?, происходящих из традиционных русских семеи?. Это – ассимиляция. С каждым поколением в Австралии, как и в любои? другои? стране русского Разсеяния, происходит утеря или разбавление части нашего культурного и духовного наследия. Доказать, что это деи?ствительно так, довольно просто – каждое поколение русскои? эмиграции без колебании? утверждает, что оно более русское, чем последующие поколения.

Вряд ли есть нужда повторять ту простую мысль, что ассимиляция это естественныи? и неизбежныи? процесс и суть проблемы не в ассимиляции как таковои?, а в том, чтобы она не происходила в ущерб нашему культурному и духовному богатству. Иными словами, многое из того, что страна-хозяи?ка предлагает нам, мы можем осмотрительно принять, при этом отнюдь не обезценивая сокровищницу наших собственных культурных и исторических традиции?.

В связи с этим последним фактором нужно указать на одно, я бы сказал парадоксальное явление. Сеи?час в Австралию переезжают из бывших стран Союза масса семеи? с молодыми и подрастающими детьми. Эти дети начинают приходит в наши храмы, записываются в русские школы и появляются на мероприятиях русских клубов.

Здесь нужно заметить, что в Австралии в каждом большом городе существуют русские школы, иногда несколько, и большею частью – прицерковные, воскресные. Следовательно, часто священник-настоятель прихода, по своему положению является и директором таковои? школы.

Нередко наблюдаются случаи, где дети приехавшие в Австралию сравнительно недавно, ассимилируются в австралии?скои? среде очень быстро, гораздо быстрее, чем дети предыдущих поколении?. Иногда это происходит в течении 2/3-х лет. Таким образом, часто можно наблюдать такую курьезную картину – молодои? человек, 2-го или даже 3-го поколения русских иммигрантов, приехавших в Австралию из Европы или Китая, считает себя (и по духу, ведет себя) более русским, чем тот, которыи? приехал из Россиии всего лишь 2/3 года тому назад. И парадокс усугубляется и тем, что этот первыи?, – владеет англии?ским языком, уже как родным, в совершенстве, а говорит по-русски еле-еле, но стремиться быть русским более, чем тот, которыи? выехал из России недавно.

Здесь изложено только несколько причин для проблем молодежи (о смешанных браках, например, и о их последствиях, можно бы написать целую отдельную статью), но указанные причины самые основные.

В меру своих личных убеждении? и жизненных обстоятельств, многие наши ребята борются против этих и других негативных влиянии? окружающеи? их среды, и печально, но факт, многие борятся неуспешно, сдают свои позиции, и некоторых из них мы теряем безвозвратно. И вот, на конечныи? результат этого и сетуем мы: родители, духовенство, преподаватели, организаторы.

На епархиальном, церковном, уровне мы сеи?час преднамеренно сосредотачиваем внимание на выработке и развитии церковных и общественных механизмов, как на уровне отдельных приходов в каждом городе, так и на епархиальном уровне, для выявления и разрешения молодежных проблем.

В идеале, нужно воздеи?ствовать на ситуацию в ее? зародыше, до того, как она успела развиться в большую беду. Еще? лучше, если такие механизмы будут иметь в себе упреждающии? элемент, и таким образом мы сможем влиять на проблему еще до того, как она возникла.

Работа с молодежью на епархиальном, церковном уровне, конечно, не новая идея, и непременно нужно следовать опыту других молодежных организации?, изымая то, что может быть для нас ценным, а также примеру многогранного опыта подобных церковных организациеи? в современнои? России, где проводится огромная работа по воцерковлению детеи? и подростков, и в которую активно включены церковные молодежные организации, детские лагеря и т.п.

Это активная работа в самои? гуще молоде?жнои? среды, которая имеет свою задачу предварить возникновение проблем, о которых выше говорилось, а также помочь молодежи выработать систему мировозрения, которая бы открыла им глаза на разрушающую суть ценностеи?, преобладающих в современном обществе.

Примерами таковои? активнои? работы в разных епархиях являются: - поддержка молодежных интернет-страниц,
- издания молодежных журналов,
- проведение молодежных съездов и лагереи?,
- организация епархиальных и приходских спортивных сборов, поездок и прочих мероприятии? с целью развития живых дружеских отношении? среди православных молодых людеи?. Такие мероприятия незаменимы в деле создания здоровх групп молодежного общения, которые могли бы поддержать колеблющихся в трудные минуты. В общем, предоставить более благоприятную среду общения по сравнению с тои?, которая существует в других, часто нездоровых группах.
- спонсорство творческих поездок детских хоров.
- организация паломнических поездок молодых людеи? из всех епархии? на Святую
Землу и в Россию.
- оказание поддержки юношам и девушкам, желающим потрудиться во Славу
Божию на послушаниях в наших обителях на Святои? Земле, в России и в других местах.

Это только некоторые направления полезнои?, нужнои?, деятельности. Многие из этих идеи? и предложении? уже применяются в нашеи? епархии. Нет сомнении?, что если объединить опыт наших воспитателеи?, преподавателеи? и наставников молоде?жи, то предложении? возникнет гораздо больше. Работы впереди много, и она не для близоруких и робких. Но это наша обязанность и наша задача.
В завершене моего выступления, хочется рассказать об одном из ярхих примеров деятельности, которая непосредственно связана с Россиеи? и целенаправлена на молодых людеи? в возрасте от 18 до 25 лет -- это международныи? съезд «Содружество Православнои? Молодежи».

Идея о Содружестве была инициирована и учреждена в Курскои? Области, Россия, в 2008 году, после подписания акта в 2007 году о каноническом общении Русскои? Православнои? Церкви и Русскои? Православнои? Церкви Заграницеи?.
Первыи? съезд был проведе?н по благословению Первоиерархов РПЦЗ, ныне почившего митрополита Лавра и ныне деи?ствующего митрополита Илариона, архиепископов Курского и Рыльского Германа, Полоцкого и Глубокского Феодосия, Тернопольского и Кременецкого Сергия и при поддержке Полномочного представителя Президента РФ в Центьральном Федеральном Округе Георгия Сергеевича Полтавченко.

С 2007 года это необыкновенно интересное мероприятие устраивается ежегодно. В июле этого года был проведен 11-и? съезд. За 11 лет Содружество включило в себя около 1,000 молодых людеи?, представителеи? Православнои? Церкви, из 26 стран и государств.

Молодежь делится на делегации: России?ская, Украинская, Беларуская и Зарубежная. Каждая делегация возглавляется священнослужителем. В программу съездов включены: паломнические поездки в монастыри и храмы, богослужения, конференции, творческие презентации по делегациям, встречи с местнои? молодежью, и трудовые дни.

В течение 11 лет, в различных поездках по России молодежь посетила такие города как: Курск, Белгород, Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Калуга, Муром, Кострома, Радонеж, Владимир, Суздаль, Ростов Великии?, Екатеринбург, Верхотурие; а за пределами России, Содружество посетило: Крым, Украину, Беларус, Германию, Швеи?царию, Францию, Израиль, Сербию, Черногорию, и Австралию.

Среди целеи? и задач деятельности Содружества входят:
- организация работы по духовно-нравственному воспитанию детеи? и
молоде?жи,
- миссионерское служение среди молоде?жи,
- налаживание и поддержка контактов между православными молоде?жными
организациями России и православнои? молоде?жью зарубежных стран,
- создание условии? для осознания единства духовных основ, нравственных
устоев, культурных традиции? православнои? молоде?жи мира с целью налаживания
устои?чивых связеи?, многостороннего сотрудничества и духовного общения,
- содеи?ствие лучшему пониманию молодыми людьми православнои? веры и миссии
Церкви в современном мире;
- организация обмена опытом,
- организация общения молодых людеи? в форме съездов, заграничных сле?тов,
лекции?, семинаров, конференции?,
- организация паломничеств и экскурсии?.

[Выставка печатных материалов, альбомов, видеоматериалов ...]
В заключение, я хочу повторить слова Святителя Иоанна Златоуста:
«Если в не окрепшеи? еще душе запечатлены будут благие учения, никто не сможет их изгладить, когда она затвердеет, подобно тому, что бывает с восковои? печатью».

+

 


 

 
Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей.
Copyright © 2019
Synod of Bishops of the Russian Orthodox Church Outside Russia.
При использовании материалов, ссылка на источник обязательна:
"Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей"
75 East 93rd Street
New York, NY 10128, U.S.A.
Tel: (212) 534-1601
Э-адрес для информации, присылки новостей и материалов: webmaster@synod.com
Э-адрес для технических дел: info@synod.com