На главную

 

«Современные методы молодежного служения»
(Доклад протоиерея Андрея Соммера на Международной конференции
«Глас апостола Андрея Первозванного в современном мире», 18-19 ноября 2017 г.)

Международная конференция
«Глас апостола Андрея Первозванного в современном мире»
Сессия «Христианские ценности и современные гуманитарные инициативы»
17-18 ноября 2017г., Патры, Греция

«Современные методы молодежного служения»

Приветсвую вас словами из акафиста св. апостолу Андрею Первозванному: «...подвигом добрым подвизался еси, ... и во Патрах предсмертную проповедь  твою чудесами утвердил еси, апостоле Христов» Не простой путь открыл нам св. апостол Андрей в нашей сегодняшней задаче - миссионерской деятельности и работе с молодежью. С каждом поколением важно расширять способы привлечения внимания молодежи и одновременно нам самим быть достойными «ловцами человеков» (Матф. 4:19)

Наука социология определяет сегоднящнюю молодежь как «поколение Z», то есть «никто» - по отношению к конкретной деноминации, живущее в пост-христианской эпохе. Это видно на примере Америки, где 23% считают себя бывшими христианами, и в Великой Британии, где 66% не считают себя привязанными ни к какой официальной церкви - канонической или не канонической.

Кто же такие люди поколения «Z»? Это молодые люди 1995-2010-го годов рождения, то есть те, кому сейчас менее 25-ти лет. Они не помнят жизни без личного компьютера, без доступа к интернету и связи.  Они родились с телефонами, электоронная почта для них - это уже формальная форма связи, они предпочитают более легкую переписку при помощь СМС. Они не знают мира без постоянного немедленного и удобного доступа к сети. Они ложаться спать с своими телефонами и, первым делом, когда встают утром, открывают свои телефоны. Главная форма их общения - в социальных сетях: твиттере, инстаграме, и снапчате. У них сильно развито чувство предпринимательства и независимости. Они хотят изменить мир, помочь людям и не воспринимают границы как препятствия. У них есть желание помочь нуждающим, бедным, заниматься волонтерской работой.

Большинство людей поколения «Z» по-прежнему верят в существование Бога, но, как первое постхристианское поколение, не верят в необходимость участия в официальных церковных службах. Они по натуре духовные, но не религиозные. У них нет желания бастовать против Церкви, но у них нет понятия о пользе Церкви и, тем более, о пользе тех таинств, которые предлагает Церковь. Эта молодежь подпадает в общепринятую категорию «не церковной» молодежи, которая, в лучшем случае, ходит в церковь только на Пасху.  В то же время нам нужно следить за тем, чтобы не потерять так называемую  «церковную» молодежь, воспитанную в приходских школах, но которая, закончив воскресную школу и получив духовный стержень, не готова еще бороться с соблазнами мира и нуждается в нашем внимании.  
Нам следует предподнести этой молодежи учение Церкви на понятном им языке, умело разъясняя догматы Церкви. Поколение «Z» живет в мире визуальной информации. Необходимые им для жизни знания они приобратают с каналов Youtube, Netflix и Hulu. Слова и эмоции они выражают картинками, символами и смайликами – emoji.  Нам также важно научиться пользоваться теми же средствами коммуникации, какими позьзуется молодежь и к которым она привыкла и которыми живет.
В начале 1970-х годов Русская Зарубежная Церковь стала преобразовывать свои молодежные собрания в более масштабные по численности - съезды, собиравшие молодежь из разных епархий, разных стран и континентов. На первом Всезарубежном съезде в 1972 году  в Монреале (Канада) собралась молодежь из 9 стран и  более 200 человек. Всех участников, прибывавших в Канаду, размещали в гостиницах бесплатно.

Программа съезда включала такие темы, как: «В чем смысл жизни?», «Христос и Церковь», «Сущность православия», «Православие и Россия», «Православие и инославие», «Русская Зарубежная Церковь», «Православие в русской литературе», «Религиозные мотивы в русском искусстве»,  «Воспитательное значение в русской музыке и пении».

Но прошло уже то время, когда молодежь целыми днями просто будет сидеть и слушать доклады на конференциях. Один из новых подходов работы с молодежью был выработан для XII Всезарубежного молодежного съезда, который прошел летом 2011 года в Париже. XII Всезарубежный съезд православной молодежи прошел под девизом: «Новые формы молодежного служения Святой Церкви, сохраняя чистоту православия». В нем приняли участие 150 молодых делегатов из приходов русского зарубежья, а также из 16 епархий России, Украины, Белоруссии.

Спонсорскую помощь в организации и проведении съезда, паломнической и культурной программ для участников оказал Фонд св. Андрея Первозванного.

Был разработан новый подход в форме рабочих секций (workshops).  В дни работы съезда утром молодежь слушала доклад, а потом сразу приступала к практическому делу, для которого им была поставлена определенная задача. Важно использовать эту живу энергию, которой обладают молодые, чтобы сотворить дело.

Целью данного мероприятия было развить интерес к миссионерской практике и помочь молодежи осознать важную роль проповеднической деятельности в духовной жизни людей и жизни церкви. Проект создан как развивающий  мыслительную деятельность и демонстрирующий, как использование талантов и способностей молодежи может способствовать привлечению внимания окружающих к церковно-духовным ценностям в практическом и духовном плане.

Делегаты от молодежи были разделены на 11 групп по 10 участников в каждой. Первой их задачей было найти общий язык не только в общении, но и в решении поставленной задачи. Каждая группа должна была спланировать миссионерский проект, который теоретически может быть использован как модель для прихода/епархии. Эти проекты были представлены каждой группой на рассмотрение комиссии из  священников и мирян, которые, в свою очередь, выполняли роль совета директоров или спонсора для утверждения или поддержки  представленного плана.

Список возможных проектов
•  бесплатная столовая
•  пищевой банк
•  православная кофейня/чайная как место для обсуждения, чтения и просмотра православных книг, DVD и других медиапродуктов
•  православный вебсайт
•  православное теле- или радиошоу
•  написание компьютерной программы для православных учащихся
•  план создания православного/культурного фестиваля
•  создание православного исторического/культурного музея или центра (постоянного или перемещающегося)

Предложения по формату проведения презентаций
Power Point-презентация молодежной программы

  • Интервью с участниками конференции об их идеях о миссионерской деятельности
  • Написать и представить песню/стихи в качестве примера для концерта хора или записи CD/DVD, как инструмента миссионерской деятельности
  • Ролевая игра или скетч (сценка) для демонстрации роли миссионерских деятелей/персонала

Каждая молодежная группа собиралась по утрам в течение трех дней, а на четвертый день с использованием современных технологий все представили свои проекты. Из всех представленных самым популярным была признана идея «Православного интернет-кафе».
«Православное интернет-кафе» может дать возможность молодежи пообщаться в достойной обстановке популярного качественного коммерческого кафе, но дух в этом кафе будет православный. Там будут предложены не только кофе, чай, но также и постные блюда; можно будет воспользоваться библиотекой, компьютером с выходом в интернет на православные сайты. В такие кафе можно раз неделю пригласить священника для проведения духовной беседы или обсуждения православной  книги.
Православные съезды дают возможность молодежи не только познакомиться с ровесниками и единомышленниками, но, самое главное, объединиться под святым покровом в совместной молитве за богослужением.

Практика, опыт, труд и терпение являются основными составляющими при подготовке мероприятий съезда. Успех форума зависит от того, насколько ответственно подошли к постановке задач, разработки плана и подготовке мероприятий его организаторы.

На первом плане в организации съезда - это тема.

Тема. Задает тон и направление собранию, объединяющему молодежь с определенной целью. Важно, чтобы тема была ясна и все мероприятия сосредотачивались вокруг нее для достижения цели. Тема должна быть значима и соответствовать текущему моменту и местной обстановке, отражать интересы молодежи. Местный комитет. Выбирая место проведения съезда, нужно принимать во внимание местных участников съезда и привлечь их, как местный комитет, для помощи в его подготовке и проведении.
Сбор финансов. Без финансирования нет возможности реализовать любой проект. Теоретически можно ставить самые высокие и благие цели, но для реализации даже самого небольшого проекта всегда нужно уметь находить средства. Как правило, эта составляющая организационной работы требует продолжительного периода времени и кропотливого труда организаторов.
К этой работе можно и нужно привлекать молодежь, чтобы молодые люди поняли сложность и ответственность подготовительной работы, которая чаще всего остается «за кадром».
Логистика. Включает весь спектр организационно-хозяйственных вопросов.
Вопросы жилья и питания делегатов решаются исходя из возможностей местных гостиниц. Место проведения съезда должно быть расположено недалеко от храма. Паломническая и культурная программа разрабатывается исходя из местных условий и интересов молодежи. Всегда нужно предусмотреть свободное время для неформального общения молодежи.

Собрания православной молодежи из разных концов мира в последние десятилетия можно сравнить с краеугольным камнем в строительстве живого храма. Ибо самые великолепные храмы без тех, кто будет в них молиться годы и десятилетия спустя - это будет всего лишь только плод работы строителей.
На XIII Всезарубежном съезде православной молодежи 27 июня – 4 июля 2014 года в Сан-Франциско (США), в котором приняли участие более 200 человек молодежи из 11 стран мира, еще более интенсивно были разработаны новые идеи и новые формы работы.
Программа форума включала доклады-беседы, дискуссии, на протяжении всех дней съезда молодежь работала по тематическим секциям (workshops), результатом чего стала разработка социальных проектов. Также в ходе работы съезда были устроены , учебные поездки и экскурсии.
С целью приобретения разностороннего опыта социального служения и конкретных знаний по организации подобных учреждений, участники съезда посетили благотворительную кухню по раздаче питания малоимущим, старческий дом с целью приобретения разностороннего опыта социального служения и конкретных знаний по организации социальных учреждений.
Главный вывод, к которому пришли участниками съезда – это необходимость объединения молодежи как самой мобильной и креативной части Тела Христова, вокруг дел благотворительности и милосердия. Выдающимся проектом съезда стал проект центра «Друзья и семья».
Целью центра социальной поддержки «Друзья и семья» является установление и укрепление связей между волонтерами и семьями, нуждающимися в помощи; оказание услуг по уходу за больными на дому, помочь пожилым выполнить трудные для них задачи, такие как поход в магазин,  ремонт, репетиторская помощь детям; а также укрепление связей между православной общиной и общественностью. 
В плане данного проекта можно найти следующую информацию:
Кому мы помогаем?

  • Семьям с одним родителем
  • Многодетным семьям
  • Семьям с уровнем дохода ниже прожиточного уровня
  • Пожилым людям

Кто помогает?

  • Энергичная православная молодежь на приходах
  • Люди, желающие помочь
  • Талантливая и современная молодежь

Как мы соединим людей, желающих помочь, с людьми, нуждающимися в помощи?

    • Создание базы данных волонтеров и семей
    • Получение и обработка информации от семей
    • Организация и объединение волонтеров
      • Связь волонтера и семьи
      • Создание диспетчерской системы
      • Маркетинг

Общественно-социальные мероприятия

  • Ежемесячные социально-общественные мероприятия, , способствующие объединению волонтеров:
    • Совместные ужины
    • Сборы средств для благотворительных организаций
    • Духовные беседы
    • Пикники
    • Семинары

Воплощение такого проекта в жизнь, налаживание связи между добровольцами и нуждающимися должно быть установлено с помощью специального приложения (app) , которое можно использовать прямо с телефона. Многие организации использовали подобный легкий доступ, предоставляемый сотовыми телефонами через приложения, которые облегчают необходимые услуги. Волонтерское приложение необходимо в рамках процесса объединения добровольцев, которые могут быть доступны в определенный период времени, когда они могут помочь нуждающимся. Волонтер, имея, например, свободный час, видит по своему телефону, что есть возможность предложить свою помощь нуждающиму, находящемуся под боком. Такое приложение (app) дает возможность координировать свое время с теми, кто нуждается в помощи, и превращает помощь добровольцев в простой и быстрый процесс. В реализиции такого проекта необходимо проработать не только техническую сторону  (app),но, в первую очередь, провести централизованную проверку информации о возможных добровольцах и тех, кто нуждается в услугах.
Все это, конечно, должно быть отдельно профинансировано спонсорской организацией, для того, чтобы можно было предоставлять профессиональные услуги.
Такие современные методы 21-го века - это то, что ищет молодое поколение, чтобы воплотить свое желание помогать нуждающимся.

Подходы и методы работы с молодежью могут быть разными, потому что каждый из нас -  пастырь, учитель, молодой человек, являются существами уникальными, со своими талантами, способностями и интересами. Главным, при разнообразии методов, является важность спасения для вечности душ молодых людей. Без этой основной, боговдохновенной цели, любые, самые лучшие подходы и методы - ничто.
Мир нашего времени диктует образ жизни эгоизма, самодовольствия, разных удовольствий, что есть противоположность жертвенной любви, для которой мы созданы.

В то время, когда СМИ диктуют нам как жить, какую одежду надевать, какую музыку слушать, с кем общаться – все для «успешной» и «популярной» жизни - нам важно окружать себя верующими людьми, единомышленниками, чтобы не терять православные корни.

Сказано: «С кем общаешся – таким и будешь», и это очевидно.

Дополнительным фактором, влияющим на духовное состояние православной молодежи, который мы иногда сильно недооцениваем, является сильное и даже пугающее влияние подростковой среды. В жизни каждого человека влияние подростковой среды особенно сильно ощущается в определенный - критический - период становления личности, который обычно выпадает на возраст от 12 до 20 лет. Для того, чтобы быть принятыми в желаемый круг общения, многие молодые люди, даже против своей воли, склоняются к поступкам, о которых впоследствии сожалеют. Посему очень важно, чтобы характер, суть социальных групп или товариществ, которые складываются в это время, были позитивными. Вызывает сожаление тот печальный факт, что многие наши церковные общины часто не предоставляют никакой социально-групповой поддержки молодым людям с тем, чтобы нейтрализовать воздействие на них потенциально вредных социальных групп. Говоря конкретно, успех молодежной работы на  приходах в основном зависит от личных способностей священника и его помощников и ресурсов, находящихся в их распоряжении.
Здесь ответственность лежит на церковной молодежи, которая должна  привлечь молодежь не церковную своим примером деятельной любви. Привлекать молодежь иногда нужно именно при помощи самой молодежи, проявляя дух братской любви, а не каких-то крестоносных действий.

Желание помочь друг другу промыслительно вложено в душе каждого человека нашим Творцом. И примерами добрых подвигов можно привлечь многих, проявляя к ним дух братской любви.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 


 

 
Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей.
Copyright © 2016
Synod of Bishops of the Russian Orthodox Church Outside Russia.
При использовании материалов, ссылка на источник обязательна:
"Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей"
75 East 93rd Street
New York, NY 10128, U.S.A.
Tel: (212) 534-1601
Э-адрес для информации, присылки новостей и материалов: webmaster@synod.com
Э-адрес для технических дел: info@synod.com