На главную

 

Интервью с протоиереем Георгием Лапардиным, ключарем Петропавловского кафедрального собора в Сиднее.

Двадцать лет назад отец Георгий Лапардин начал свою службу в Петропавловском соборе Сиднея. Трудно поверить, что прошло уже два десятилетия с того времени.

Последние несколько лет протоиерей отец Георгий является ключарём главного православного храма Сиднея. Учился он в Джорданвилле, США, откуда вышли почти все священники австралийской епархии РПЦЗ. На таком ответственном месте много работы, и требуется немалая ответственность,- приход большой. Но он успевает, потому что вокруг него много помощников среди клира и приходского совета. Помогает и дружная семья. У отца Георгия и матушки Анны прекрасные дети - 3 дочери и сын. Добрый и мягкий по натуре, от него никогда не услышишь громких речей или приказов, но есть в его спокойствии и уверенности настоящий пастырский дух, который призывает прихожан активно участвовать в приходской жизни, выполнять своё послушание.

Есть среди талантов отца Георгия один, который помогает ему выполнять одно важное послушание, о котором мы лучше расспросим его самого.

- Отец Георгий, собор был построен более 50 лет назад, красивое здание, но чувствуется, что не хватает внутренней росписи. Я знаю, что вы учились иконописи.
- Да, когда 20 лет тому назад Владыка Павел назначил меня служить в собор, отец Иоанн Стукач хотел расписать иконостас, который был тогда в соборе бедноватый. Он попросил меня начать его расписывать. В течение нескольких лет я вместе с Антониной Ганиной выполнял эту работу. Идея расписать собор жила среди клира и прихожан долгое время, но вначале, после постройки храма, трудно было найти деньги на это, нужно было решать первоочередные дела.
Затем, в 70-х годах, в приходе было трудное время, когда потерялось единство и согласие среди прихожан, собор был закрыт на некоторое время. Но сейчас мы вышли можно сказать из «эмигрантского, беженского» состояния. Сейчас создались благоприятные условия для того, чтобы расписать храм. Я уже два раза ездил в Россию, чтобы изучить вопрос, в каком стиле расписать, чтобы архитектура и роспись были согласованы. Обсуждал я это и в Австралии. Мне одному непосильно выполнить эту работу. Но у нас в епархии есть пять хороших иконописцев. Надеемся работать сообща.
Двадцать лет тому назад нам надо было уговаривать прихожан, чтобы расписать иконостас, а сейчас прихожане сами спрашивают, когда мы начнем роспись храма, чтобы там было более уютно. Сейчас у нас уже нет отговорок, финансы есть, иконописцы есть.

- Есть уже схема росписи?
- Трудно до конца все спроектировать заранее. Часто иконописец дорабатывает стиль в ходе работы. Мы слушаем предложение коллег. Отец Алексей из монастыря даёт много полезных советов. У нас есть проект установить мозаику Петра и Павла на главный вход в собор.
На прошлом годовом собрании также шёл разговор, чтобы поменять все наши бумажные иконы. Помимо старинных икон, которые нам достались из закрытых приходов в Китае, или были пожертвованы, у нас есть довольно много литографий икон, напечатанных на бумаге. В России в храмах бумажных икон нет. Тогда как в Австралии и в России есть сейчас так много хороших иконописцев, пора нам уже сменить их на настоящие, писанные мастерами.
Потом у нас много повторений одинаковых икон, например, 8 икон Казанской Божьей Матери, а других, как Иоанна Крестителя, только одна в киоте, и которую нельзя поместить в середину храма на праздники Иоанна Крестителя. В соборе висят много венчальных икон, которые нам пожертвовали. Они, конечно, ценные иконы, в ризах, но предназначены для венчания, а не для храма.
Сейчас мы составляем список всех икон, которые мы хотим поместить в соборе, и будем просить семьи прихожан пожертвовать средства на конкретную икону какого-либо святого. Иконопись это дорогая вещь, и здесь нам понадобится помощь прихожан.

- Когда, вы думаете, начнётся обновление.
- Не обязательно, чтобы это быстро делалось. Важно, что было спланировано правильно. Обновление - это обычная жизнь церкви. Уже две праздничные иконы Торжество Христово написаны. В течение 55 лет на великий праздник Рождества Христова в центре зала была бумажная икона в деревянном киоте. Также было с иконой Крещение.
В росписи храма я бы хотел начать работать с алтаря, а потом перейти на притвор, потом расписать хоры. И только затем уже перейти к самому храму. Такой порядок нужен для того, чтобы выработать, в каком сочетании будет иконопись, приобрести опыт перед переходом к главному, самому большому залу. Так что проект уже начат. Имеется согласие и прихожан, и приходского совета, и сестричества.
Должен сказать, что сестричество - большие жертвователи для украшения храма. Приходские средства расходятся на содержание храма, а средства сестричества покрывают расходы на иконы, облачение, церковную утварь - кресты, кадило, купель для крещения и прочее необходимое.

- В соборе сейчас, слава Богу, финансовое положение позволяет обновление. Но только в Сиднее есть 8 храмов в Епархии РПЦЗ. В некоторых - приходы небольшие, здания нуждаются в обновлении, но, естественно, и финансовые дела у них не такие блестящие. У некоторых людей есть суждение, что может быть лучше, чтобы было меньше храмов, и тогда туда будет приходить больше людей?
- Конечно, когда в храме больше народа на службе, духовное настроение поднимается. Я слышал такое мнение о сокращении числа храмов. У Владыки Илариона другое мнение. Он считает, что нужно иметь побольше храмов в местах, где проживают православные. Потому что одно дело прийти и помолиться в храм, а другое - принять участие в жизни храма, исполнять какие-то функции в приходе, работать. И когда у человека есть такая должность при храме, в качестве волонтёра, конечно, он чувствует себя частью этого храма. Он считает - это мой храм. Особенно ценно, чтобы больше в храме было активных прихожан, а не пассивных.

- Хорошо, вернёмся к обновлению собора. Иконописи вы учились в Джорданвилле.
- Да, у архимандрита Киприяна, у игумена Андрея Эрастова и затем у Антонины Ганиной. И до сих пор учусь. Это такое направление в искусстве, что надо все время учиться. Открывается новая техника иконописи, особенно в России сейчас. Иногда это давно забытые приёмы древних.

- Какие краски используются сейчас при росписи?
- Для росписи храма - акриловые краски. Храм в Кабраматта расписан именно такими красками. А для икон используется яичная темпера.

- В каком стиле расписан Покровский храм в Кабраматта?
- Я бы сказал, что это «Джорданвильский» стиль. Конечно, те иконописцы, которые расписывали этот храм, уже развили этот стиль дальше, пишут сейчас более совершенно. Я думаю, что каждый иконописец ищет все время что-то новое, он неудовлетворен и не может стоять на месте.

- Какие храмы расписаны в приходах РПЦЗ Австралии кроме Кабраматта?
- Николаевский храм в Аделаиде. В последнее время начали расписывать храмы в Мельбурне, Джилонге. Теперь вот пришло время и нам взяться за роспись в соборе.

- Спасибо за рассказ. Поздравляем вас, отец Георгий, с 20-летием вашего служения в соборе. Мы знаем, что роспись храма добавить вам хлопот, но, я думаю, это второе по важности после возведения стен храма дело за 55 лет жизни прихода принесёт большую радость и священникам, и прихожанам. Желаем всем участникам этого грандиозного проекта росписи сиднейского собора в Стратфилде успеха.

Беседовал
Владимир Кузьмин, Сидней

Единение



 





Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей.
Copyright © 2018
Synod of Bishops of the Russian Orthodox Church Outside Russia.
При использовании материалов, ссылка на источник обязательна:
"Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей"
75 East 93rd Street
New York, NY 10128, U.S.A.
Tel: (212) 534-1601
Э-адрес для информации, присылки новостей и материалов: webmaster@synod.com
Э-адрес для технических дел: info@synod.com