На главную

 

 

НЬЮ-ЙОРК: 27 октября 2017 г.
Молодежь русского зарубежья отметила знаковые даты нынешнего года

20 октября в здании Архиерейского Синода в Нью-Йорке прошел молодежный симпозиум «Новомученики российские: 100 лет революции и наше будущее». Организатор симпозиума – Молодежная ассоциация князя Владимира, отмечая две знаковые даты нынешнего года – 100-летие октябрьского переворота в России и 10-летие восстановления единства Русской Православной Церкви в отечестве и за рубежом - пригласила духовенство и ученых, чтобы обсудить их с молодежью и всеми, кому интересны эти животрепещущие вопросы.

Профессор истории Университета Олбани (шт. Нью-Йорк) Надежда Киценко изначально задала верный тон встрече и дискуссии, обозначив тему своей лекции как связь новомучеников с нами, ныне живущими. Рассказывая о судьбах первого в российской истории новомученика – протоиерея Иоанна Кочурова, в чьем служении отмечен и американский период, адвоката митрополита Вениамина Петроградского (тоже претерпевшего мученическую кончину) Иоанна Ковшарова, мирян Юрия Новицкого и Татьяны Гримблит, которые жили обычной жизнью, как и их современники, и проявили в жестокое время чудеса милосердия, заботившиеся один – о неполноценных по здоровью детях, вторая – о духовенстве, в темнице заточенном, Надежда Борисовна показала на их примере, как во время власти большевиков, обернувшееся для страны «российским холокостом», миряне шли рядом с окормлявшими их пастырями и нуждающими, проявляя истинно христианское мужество и милосердие. Профессор Надежда Киценко продемонстрировала собравшимся нестандартный подход к написанию икон новомучеников, дав возможность аудитории сравнить иконы с изображениями новых мучеников нашего времени, в частности, мучеников Коптской Церкви.

Влияет ли трагическая страница в истории русского государства и Русской Церкви на молодежь? И если влияет, то как? На первый вопрос молодежь отвечает утвердительно. А молодежи русского зарубежья эта страница известна с ранних лет.

Прихожанка Иоанно-Предтеченского собора гор. Вашингтона (окр. Колумбия), которая сейчас живет и учится в Нью-Йорке (и активно участвует в работе молодежной ассоциации) Маша Хили о революции знала с детства. Сама она из православной семьи: мама русская, отец американец, предки иммигрировали из России во время революции. «Тема революции и новомучеников для меня не является новой, - говорит Маша. - Я участвовала в Организации юных разведчиков, с малых лет ездила в лагерь, где мы изучали историю русской революции. Так что мы здесь росли со знаниями о России, которая была до революции и изучали историю эмиграции».

Исайя Трофименко родился в Нью-Йорке. Его родители приехали в США в 1980-х годах как политические беженцы, потому что хотели быть православными сами и воспитывать в православии своих детей. Исайя закончил Городской университет Нью-Йорка, где изучал музыку, и уже 10 лет поет в хоре Знаменского синодального собора. «Интересно, что для моих родителей вся эта информация была новой, потому что в СССР она была запрещена. А вот я не помню такого времени, когда бы не знал о революции, - рассказывает Исайя. - И русская дореволюционная культура – это моя культура, моя музыка. У нас в доме всегда было много литуратуры на эту тему, много альбомов о царской семье. Как и большинство новых русских православных иммигрантов, искавших убежища в Америке, родители заново изучали здесь русскую историю. И я в этом рос и мне хотелось бы поделиться этим опытом с той молодежью, которая сейчас живет в России и приезжает из России. Несмотря на то, что там сейчас можно найти любую лиуратуру, тем не менее, эта страница русской истории мало изучена».

Молодежь считает важным проведение подобных симпозиумов и обсуждение насущных по сей день вопросов.

«В России с началом перестройки произошло много положительных изменений, - считает Исайя. - Это открытые храмы и монастыри, массовое издание православной литературы, но в то же время есть тенденции, которые нас беспокоят. Много осталось советских названий городов и удиц, спустя 25 лет после развала СССР не решен вопрос с мавзолеем лидера революции. В русском обществе до сих пор не дана оценка октябрьской революции. Все это довольно странно. Общество по сей день продолжает вспоминать Советский Союз как великую страну».

«Все знают, что случилось в 1917 году, но никто не торопится дать оценку событиям столетней давности и поставить точку», - соглашается с собеседником Маша Хили. - Хорошо, что у нас есть люди, которые изучают эту тему и могут обсуждать ее с нами, молодежью русского зарубежья».

О значении новомучеников для русского зарубежья и памяти о них говорил епископ Манхэттенский Николай: «Новомученики российские – это часть нашей современной истории и они не могут не оказывать на нас влияния. Эпоха столетней давности идет с нами бок о бок. Епископ Тихон, который в России был избран Патриархом и стал исповедником, жил и работал почти рядом со зданием нашего Синода. В здании Синода трудился второй Первоиерарх Зарубежной Церкви митрополит Анастасий (Грибановский), бывший в России духовником великой княгини Елизаветы. Все они здесь, видят нас и молятся о нас».

Клирик Николаевского Патриаршего собора игумен Никодим (Балясников) поблагодарил профессора Надежду Киценко за серьезные работы и подлинно христианский взгляд на историю Церкви. О. Никодим отметил, насколько хорошо на примере истории Церкви Христовой была проиллюстрирована преемственность поколений. «Именно в этом контексте революция 1917 года, большевистский переворот и все связанные с этим события, и история новых мучеников Церкви Русской представляются не как безнадежная трагедия, жертвами которой мы должны себя ощущать и влачить свое существование с осознанием угнетенных, обиженных людей, а осознавать себя людьми, которые принадлежат к этой истории, являются наследниками новых мучеников Церкви Русской, подлинными победителями, христанами, которые исполнили и исполняют свое служение здесь, на земле. В этом контексте события 1917-1918 годов и послелующих лет нужно рассматривать как удивительное явление промысла Божия, который вернул Русской Церкви ее чад как в отечестве, так и в рассеянии, которые сохранили и сохраняют родную культуру, язык, традиции, и, прежде всего, являются проповедниками Православия в странах, изначально не являющихся православными».

О. Никодим раскрыл уникальность опыта служения Русской Церкви в Америке: «Не без Промысла Божия святитель Тихон, который служил здесь на протяжении многих лет и многого в Америке добился, стал Патриархом. Эта американская прививка дала ему возможность в первые, самые сложные дни советской власти сохранить Церковь, максимально оградить ее от еще больших потрясений и расколов, которые могли бы произойти. Его доступность, близость к людям сделали свое дело».

В симпозиуме принял участие также историк Николай Николсон, чьи предки также приехали в США из России.

Собравшиеся отметили важность совместных трудов на американской земле Русской Зарубежной Цервки и приходов Московского Патриархата. Как сказал о. Никодим: «Здесь мы осуществляем свое служение, не являясь государственной религией, никаким образом не поддерживаемой никакими государственными институтами. И это дает нам возможность заниматься сугубо нашими внутренними, духовными вопросами, которые стоят перед Церковью, не ассоциируясь с какими-либо общественными или государственными институтами, которые могли бы отвлечь нас от главной цели – проповеди о Христе и нашей жизни в Нем. А именно к этому призвана Церковь на земле».

По окончании симпозиума состоялся вечер вопросов и ответов, после которого духовенство, ученые и молодежь еще долго обсуждали насущные вопросы российской истории и современности.

Highslide JS Highslide JS Highslide JS
Highslide JS Highslide JS Highslide JS
Highslide JS Highslide JS Highslide JS
Highslide JS Highslide JS Highslide JS

Подготовила Марина Добровольская
Фото автора

Highslide JS


 

 
Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей.
Copyright © 2016
Synod of Bishops of the Russian Orthodox Church Outside Russia.
При использовании материалов, ссылка на источник обязательна:
"Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей"
75 East 93rd Street
New York, NY 10128, U.S.A.
Tel: (212) 534-1601
Э-адрес для информации, присылки новостей и материалов: webmaster@synod.com
Э-адрес для технических дел: info@synod.com