НЬЮ-ЙОРК: 14 декабря 2010 г. 
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В АМЕРИКЕ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (Совместное заявление комиссий Православной Церкви в Америке и Русской Православной Церкви Заграницей 5-6 октября 2010 г)

Взаимоотношения  Православной Церкви В америке 
и  русской православной церкви заграницей
 

Совместное  заявление комиссий
Православной  Церкви в Америке 
и Русской Православной Церкви Заграницей
5-6 октября 2010 г.
 

Православная  Церковь в Америке (ПЦА) и Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) имеют своим началом – Поместную Русскую Церковь; обе Церкви имеют долгую историю на североамериканском континенте.  Именно Русская Православная Церковь впервые послала в Америку миссионеров, основала первые приходы, направила сюда первых епископов и основала первые епархии.  Вплоть до большевистской революции, Североамериканская Епархия Русской Православной Церкви представляла здесь главную каноническую церковную власть; и хотя существовали приходы, представлявшие различные культуру и языки, многие из них находились в архипастырском попечении епископа Русской Православной Церкви.  Следовательно, нет никакого сомнения в том, что появление многочисленных юрисдикций на этом континенте было следствием церковного хаоса, последовавшего за революцией 1917 г.  

В XX веке жизнь и свидетельство Русской Православной Церкви было отмечено жестоким преследованием со стороны тоталитарного атеистического большевистского режима, получившего власть вследствие коммунистической революции 1917 г.. В ходе продолжавшейся десятилетиями травли, на полях смерти и в гулагах было замучено огромное число епископов, священников, монахов и мирян.  Тысячи церквей и монастырей были осквернены и уничтожены.  В общественной жизни голос Церкви был заглушен.  Благотворительное и образовательное служение было запрещено.  В ходе массовых антирелигиозных кампаний и путем введения несправедливых законов, верующие - как духовенство, так и миряне - были лишены прав, и как объекты насмешек и дискриминации, оказались за чертой общества.  

Десятилетия преследования верующих были эпохой человеческих страданий и жестокости, сравнимой с геноцидом.  Это  также стало временем свидетельства  о Христе и верности даже до смерти.  Страдания, перенесенные Русской Православной Церковью в советское время, повлияли и на жизнь Церкви за пределами России. 

Потеря  поддержки России и контакта с  Русской Православной Церковью, а  также обстановка неизвестности  вызвали в Алеутской и Североамериканской епархии замешательство и хаос.  Из этой смуты вышла Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Америке (широко известная как Североамериканская Митрополия),  являющаяся сегодня Православной Церковью в Америке.  

Миллионы  беженцев, спасавшиеся бегством от революции и гражданской войны  в России и селившиеся на Балканах, в Западной Европе, Азии, в Северной и Южной Америке и Австралии, жаждали найти утешение и поддержку в церковной жизни.  

Что касается положения духовенства и приходов Русской Церкви за рубежом России, последовало развитие в двух различных направлениях.  Одним из направлений было стремление к образованию единой центральной церковной администрации, которая бы управляла церковной жизнью за рубежом до изменения ситуации на родине и до восстановления независимой от советского контроля Патриархии.  Вторым было стремление к установлению полностью независимой самоуправляемой Православной Церкви в Северной Америке.   

Эти два  направления явились квинтэссенцией конфликта между епископами, духовенством и приходами будущей Православной Церкви в Америке и епископами, духовенством и приходами, оставшимися частью центральной Русской Православной Церкви Заграницей.  

Однако  даже после разрыва отношений, произшедшего во время VII Всеамериканского Собора в 1946 г., между Североамериканской Митрополией и Русской Православной Церковью Заграницей наблюдались периоды близкого сотрудничества и взаимопомощи.  Даже после того, как близкое сотрудничество ослабело, Американская Митрополия оказала поддержку и гостеприимство Русской Православной Церкви Заграницей, когда Архиерейский Синод переехал из Европы в Соединенные Штаты.  

11 декабря  1950 г. в Нью-Йорке состоялась  встреча Митрополитов Анастасия  и Леонтия и епископата Митрополии  и Русской Православной Церкви  Заграницей. Согласно официальному  протоколу Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей, «На совещании было единодушно признано, что печальный факт церковного разделения наносит существенный ущерб святейшему делу Христовой Церкви: ослабляет проповедь Православия, подрывает церковную дисциплину и чувство ответственности у служителей Церкви, вызывает соблазн у верующих, умаляет престиж Церкви в инославном мире и затрудняет дело борьбы с воинствующим безбожием. Было единодушно установлено, что церковное единение необходимо».  

В протоколе также говорится, что «После обсуждения практических путей для церковного единства иерархи Русской Зарубежной Церкви совместно с иерархами Американской Митрополии, согласно признали, что наиболее целесообразным для данного времени является сохранение существующих организаций Русской Православной Церкви заграницей и Американской Митрополии, которые будут существовать параллельно, но находиться в тесном братском сотрудничестве между собою, созывая периодически совещания иерархов обеих церковных организаций для разрешения общих или спорных вопросов с твердой надеждой, что дальнейшие пути к более тесному каноническому единению с Божией помощью будут указаны самой жизнью.» 

После встречи двух первоиерархов и  членов их Синодов, Большой Архиерейский Собор Североамериканской Митрополии издал Архипастырское послание от 2/15 декабря, 1950 г., где содержалось следующее заявление: 

«Да престанет вражда между братьями и  да утвердится взаимное уважение на основании  их общего признания  сосуществования  двух церковных путей в сей стране, одного постоянного, а другого временного, связанного с исключительными переживаниями нашей эпохи, грозной событиями и предчувствиями, властно требующей от всех наибольшей покорности Господу, наибольшего братолюбия и нравственной взаимной поддержки. Этим не нарушается, но еще более укрепляется исторический путь нашей Митрополии.  

Происшедшее после закрытия Собора, 11 декабря, двукратное посещение Митрополитом Анастасием новоизбранного первосвятителя нашего в Свято-Покровском соборе и беседа нас, иерархов, произшедшая вечером того же дня с иерархами Заграничной Русской юрисдикции, нас посетившими, определяется возможность мирной параллельной жизни, при условии внутреннего взаимного уважения и четкого разграничения своих канонических прав и исторических устоев.  Заграничная Русская Церковь имеет свою паству и на территории Америки.  Она раскинула и в этой стране свою странническую палатку.  Да будет мир Божий с ея ревностными иерархами, добрыми пастырями и мирным народом!  

Да восторжествует братолюбие и да совершится взаимное прощение прошлых обид! Американская Митрополия желает жить в мире и с сими братьями своими на основах временного пребывания их иерархического возглавления на территории Америки до Всероссийского будущего Поместного Собора.

Никакие договоры или соглашения не ограждают этого  решения нашего Церковного сосуществования. Оно  покоится на требованиях  самой жизни и  ясных заветов  Спасителя: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).   

Четкое  и бузсловное определение  нашего собственного канонического пути, совершившееся на 8-ом Всеамериканском  Соборе, требует от нас братолюбного отношения к тем, кто, желая сохранить  свое временно-обособленное церковно-административное устроение рядом с нами, являются нашими братьями во Христе.»  

Несмотря  на совместные усилия по утверждению  братских отношений, пути Русской Зарубежной Церкви и Американской Митрополии остались обособленными.  

В 1970 г., после получения Томоса об Автокефалии и признания самоуправления Митрополии, евхаристическое общение между Русской Православной Церковью (Московского Патриархата) и Американской Митрополии было восстановлено и достигнуто примирение.  

В начале XXI века в России произошли глубинные широкие перемены: была восстановлена церковная жизнь, отреставрированы тысячи церквей и монастырей, дана свобода проповедовать Евангелие в российском обществе, завязался диалог между Русской Православной Церковью Заграницей и Московским Патриархатом, приведший к восстановлению канонического единства через Акт о Каноническом Общении в 2007 г. 

Пришло  время Православной Церкви в Америке  и Русской Православной Церкви Заграницей совместно и в духе взаимного  раскаяния и взаимопрощения заявить, что мы готовы жить вместе как братья во Христе и как Церкви-сестры, совместно проповедовать Евангелие Христа и Святую Православную веру.  Это общее свидетельство должно наиболее ясно и полно выражаться через евхаристическое общение.  

Вместе  с тем, мы видим необходимость  гармоничного сотрудничества в таких совместных проектах, как пастырское образование, приходские школы, образовательно-информационные студенческие мероприятия, перевод служб, забота о бедных и нуждающихся, а также миссионерские усилия.  Для гармоничного сотрудничества нам необходимо вместе поразмыслить о богословских, пастырских и литургических проблемах, которые встречаются на нашем пути служения в Северной Америке.  Мы также подтверждаем необходимость совместно изучить и разработать общее осмысление истории наших Церквей.  Этим надеждам и усилиям могут способствовать и помогать периодические встречи наших первоиерархов, епископов, духовенства и мирян для обсуждения вопросов, касающихся обеих Церквей, в т.ч. и богословских, литургических и пастырских проблем.  

Стремясь к достижению православного единства на континенте, мы готовы поддерживать процессы и цели, выраженные в решениях Всеправославного Совещания в Шамбези в июне 2009 г., в особенности, активное участие обеих Церквей в региональных Епископских Собраниях.

Нижеприведенный отрывок послания св. апостола Павла  к Ефесянам обращен к нам, членам Православной Церкви в Америке и  Русской Православной Церкви Заграницей: «умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.» (Еф. 4, 1-6)

Трудясь «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:12), мы просим заступничества и благословения святителя Тихона, Патриарха и исповедника Московского и просветителя Северной Америки, и все святых, просиявших на этом континенте.

Комиссия ПЦА

Епископ Филадельфийский и Восточно-Пенсильванский Тихон (председатель)

Прот. Леонид Кишковский
Прот.  Александр Гарклавс
Прот. Джон Эриксон
Игумен Александр (Пихач)
Алексей Либеровский (консультант) 

Комиссия  РПЦЗ

Епископ Мейфильдский Георгий (председатель)

Архимандрит Лука (Мурьянка)
Прот. Александр  Лебедев 
Прот. Давид Мозер
Свящ. Петр Джексон
Прот. Серафим Ган (консультант)

 


Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей.
© 2016 Synod of Bishops of the Russian Orthodox Church Outside Russia.
При использовании материалов, ссылка на источник обязательна: "Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей" webmaster@russianorthodoxchurch.ws
Э-адрес для информации: info@russianorthodoxchurch.ws