Св. ИОАНН Кронштадтский

О радости быть православным

Се воистину израильтянин, в немже льсти несть (Иоан.1,47).

Сказанные эти слова, Господь наш Иисус Христос изрек об одном израильтянине, жителе города Каны Галилейской, Нафанаиле, когда тот, по совету Филиппа, знакомца своего, шел на встречу Иисусу Христу, чтобы удостовериться, Он ли именно обещанный Израилю Мессия. Филипп сказал Нафанаилу; мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе, и пророки, - Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? - Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя, - т.е. знал все твои помышления, твою веру, твои чаяния Мессии, твое будущее служение. Сердцеведец Господь, как видно, коснулся самой живой струны сердца Нафанаила, самой задушевной его мысли, задушевного желания, чаяния, показав ему воочию Свое божественное всеведение; и вот Нафанаил уловлен в веру Христову. Он восклицает: Учитель! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев, - и потом делается Его учеником.

Но почему в Великом посту, в воскресенье, называемое "неделею православия" положено Церковью читать именно это Евангелие? Потому что в словах Господа Нафанаилу показан характер истинного, или православного христианина и характер, вообще, истинной Церкви Христовой. Вот, подлинно израильтянин, - сказал Господь о Нафанаиле, в котором нет лукавства, то есть вот человек который право и прямо, твердо мыслит, рассуждает, верует, уповает, говорит и действует, - так как Нафанаил прямо, сразу уверовал в Иисуса Христа, как Сына Божия, и уже никогда не колебался в вере и уповании, не изменял своих мыслей касательно божественного Лица Его. Не таков ли должен быть и истинный христианин; не таково ли должно быть все богоучрежденное общество христиан православных; не такова ли должна быть, как и есть, Православная Церковь?

Какая высокая похвала Нафанаилу от Испытующего сердца и утробы в словах: вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства! Какая высокая похвала тому христианину, о котором Господь изрек: вот истинный христианин, в котором нет лукавства, и той Церкви, о которой Господь изрекает: вот Церковь, в которой нет лукавства, или суетных измышлений человеческих, т.е. которая вся истинна во всем ее учении, таинствах, богослужении, управлении, во всем ее устройстве. А таковы именно - все наши святые угодники; такова вся Православная Церковь от начала ея и доныне, как свидетельствует беспристрастная история Церкви и Сам Бог различными знамениями и чудесами, содеваемыми в Церкви, она есть, по апостолу, "столп и утверждение истины", "есть славная Церковь, не имущая скверны или порока или нечто от таковых" .

За сохранение православной веры пролиты реки крови апостольской, пророческой, мученической; много перенесено и страданий преподобными отцами и другими поборниками веры...

Но что же мы, чада Церкви православной? Храним ли мы это драгоценное наследие - веру православную, следуем ли ея учению, заповедям, правилам, уставам, совета? Любим ли службу приносити Богу? Обновляемся ли ею, освящаемся ли на всякий день, исправляем ли себя, достигаем ли совершенства, которого достигали святые? Совершенствуемся ли в любви к Богу и ближним; дорожим ли своею верою; считаем ли за величайшую милость Божию, за величайшее и первейшее благо жизни то что ми имеем счастие принадлежать к Церкви православной, которая есть единая, святая, соборная и апостольская ?

Что мы ответим на эти вопросы, если хотим отвечать по совести?

К стыду нашему мы должны сознаться, что у многих из христиан православных не только нет в сердце и в жизни веры православной, а нет даже и на языке, и она у них совсем испарилась или же обратилась в совершенное безразличие относительно какой бы то ни было веры: католической, лютеранской, иудейской, магометанской, даже языческой. Слышим, что во всякой вере можно угождать Богу, то есть будто бы всякая вера угодна Богу, и как будто ложь и истина, правда и неправда для Бога безразличны. Вот до чего дошло у многих незнание своей веры, незнание духа и истории своей Церкви, отчуждение от ея жизни и Богослужения, - до чего затмилось понятие о православии, о неправославии и иноверии!

Хроника современных происшествий рассказывает случай, что где-то в России один начальник на испытании учеников, - назвал нелепою историю о приношении Исаака в жертву. Это тьма, хаос, гибельное невежество! Христианин, как член Церкви, должен знать свою веру и стараться жить по вере, спасаться своею верою, потому что враги спасения нашего не дремлют и ищут нашей погибели на всякий час, - и не бросать свою веру, как какую специальность некоторых только людей, или как ненужную игрушку, свойственную только детскому возрасту, или как достояние, яко бы, только необразованной черни. Мечтающим так, не мешало бы помнить почтенную древность нашей веры, современной началу человеческого рода, и ее непосредственное происхождение от Бога, и то, что в этой вере жили и спаслись люди всякого рода, звания, состояния, пола: и цари славные и мудрые философы, и законодатели и величайшие витии, знатные и простые, богатые и бедные, мужской пол и женский, краса и слава человечества. Следует и то сказать к славе веры православной, что ни одна религия, кроме веры православной, не может привести человека к нравственному совершенству или святости и угождению Богу, что показывает и история Церкви и нетленные, чудотворные останки св. угодников Божиих и дивные подвиги святых православной Церкви, коими они совершенно угодили Богу, быв еще при жизни прозорливцами и чудотворцами. Так и быть должно по здравому смыслу: к совершенству может привести только совершенная вера со всеми божественными силами, со всем духовным всеоружием Божиим -против страстной плоти, мира и диавола.

Если же ныне многие и христиане православные живут худо, то такая подлинно нечестивая их жизнь не должна нимало, конечно, ставится в упрек вере православной, которая непоколебима в своих началах истины и святости, - по обетованию Самого Спасителя и по свидетельству истории. Такие люди хотя вышли от нас, но они не были наши по существу, а только по имени...

Да, братия мои, только вера православная очищает и освящает оскверненное грехом естество человеческое...

Хотите убедиться в этом? Читайте историю жизни святых, историю Церкви и вы воочию увидите это в жизни святых. Вы увидите волков обратившимися в агнцев, блудников и блудниц в праведников и в равноангельных; сребролюбцев в милостивых, сластолюбцев в воздержников, людей власти и земного величия и роскоши увидите в смиренном одеянии инока... Вот подлинно были истинные христиане; вот ангелы во плоти; на земле небесные граждане...

Вот что может делать наша вера православная с теми людьми, которые искренно ее содержат и следуют ея руководству! Отчего же она в нас не производит такой спасительной перемены? От нашего маловерия или безверия, от легкомыслия, от испорченности и нераскаянности сердца, от усилившихся в нас и овладевших нами страстей, от удаления от Церкви, от того, что многие нимало не проникаются духом и жизнию Церкви, а многие только слабо и более формально, неискренно держатся ее. От того же родились у нас и все современные пороки...

Чтобы нам быть настоящими православными христианами, нам прежде всего надобно иметь живое, постоянное общение с Православною Церковью, или участие в ее молитвах, учении, таинствах, прилежно изучать свою веру и проникаться, жить ея духом, руководствоваться ея правилами, заповедями, уставами, главное же - восстановить в себе истинным и глубоким покаянием образ истинного православного христианина по образу древних и новых святых или лучше, по образу Самого Господа нашего Иисуса Христа, глаголющего: "образ дах вам, да, якоже Aз сотворих, - и вы творите" (Иоан.15, 15), да речет и о нас Господь, как некогда, о Нафанаиле: се воистинну новый израильтянин, в нем же льсти несть. Аминь.

[главная] [новости] [епархии] [история] [наше наследие]