Протопресвитер Александр КИСЕЛЕВ

Как проиходило прославление Новомучеников

Настал тот день, когда уже прославленные Богом на небе Новомученики Российские были на земле громогласно, перед лицом всего человечества, причислены к лику святых, которых, по слову апостола Павла, «недостоин весь мир». Об этом – 31 октября/1 ноября 1981 года возвестила миру Русская Православная Церковь заграницей. Пускай не все еще могут воспринять это величайшее событие, свидетельствующее за шесть лет до 1000-летия Крещения о победоносности Церкви, украшенной нечислимым множеством мучеников.

Это событие так велико, так небывало, что с большим трудом вмещается в сознание. Если избранные из избранных – апостолы Христовы – не могли сразу постичь и вместить весть о воскресении Сына Божия, то можно ли удивиться тому, что мы, хилые современные христиане, не можем вместить, осознать значения шествия Новомучеников Российских ко святому дню всероссийского восстания от сна греховного, нашего всенародного полного обновления. На этом пути предстоящее 1000-летие есть срок, когда надо дать ответ за пройденное и соделанное нами.

Крещенный тысячу лет тому назад святым равноапостольным великим князем Владимиром православный народ наш и теперь, в лице сонма Новомучеников, предводимых святым Царем-Мучеником Николаем, остается таковым же. Он включает в себя десятки и десятки миллионов россиян, которые не достигнув святости, через осуществление правды в своей жизни, сохранили верность Христу-Богу, облеклись во Христа. Что значит – облеклись? При крещении поется: «...во Христа креститеся, во Христа облекостеся...» Облекитесь, т.е. оденьтесь в то, что выражает вашу внутреннюю сущность, веру нашу. Неотъемлемым, неотделимым от нашей сущности должно стать для нас одеяние в правду жизни во Христе, или точнее – Сам Христос должен стать одеянием нашим. Во Христа облекся народ через кровь своих новомучеников и через собственную верность правде Христовой, проявленную хотя бы в крупицах, в деталях, в отдельных случаях жизни страждущим большинством народа нашего за это страшное шестидесятилетнее испытание. Это экзамен наш перед 1000-летием.

31 октября/1 ноября двинулось шествие рати Христовой – святых мучеников, а с ними и всех верных, двинулось к тем, кто еще спит духовно, не видит, не понимает, продолжает бесчинствовать, – чтобы «возбудить» их от сна и от безумия, чтобы всем встать со святыми ко дню 1000-летия первой встречи со Христом народа нашего – ко дню 1000-летия Крещения Святой Руси. Больше не страшно за народ наш в целом, ибо на вопрос Спасителя, что он сделал с данными ему талантами, народ наш ответит Всеми Святыми в Земле Российской Просиявшими и сонмом Новомучеников и Исповедников, равного которому не имеет ни один другой народ. Остается только страх личного нерадения, личной теплохладности, которая может и не загореться от святого пламени праведников. Да не будет!

Сколь победоносно невиданное доселе шествие святых мучеников и праведников российских, а с ними и всех, хоть под час и слабых, но жаждущих и стремящихся являть в жизни правду заповедей Христовых!

Никто не медли! Спеши, каждый православный человек, примкнуть к их рядам, ибо наступил для тебя срок решения: с Богом ты или против Него. Две силы, два направления, как два урагана, активизируются сейчас: центростремительный – ко Христу, где по пророчеству Серафима Саровского, «среди лета воспоют Пасху», – и центробежный – во тьму антихриста, прочь от Христа: «...и да бежат от Него все ненавидящие Его».

* * *

Как же происходило торжество Прославления?

Кто никогда не бывал в Синодальном Соборе Знамения Божией Матери в Нью-Йорке, где находится кафедра первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей, – тот должен представить себе огромный зал некогда очень богатого американского дома, который вот уже более двадцати лет как стал храмом. Прекрасный трехъярусный иконостас, иконы, киоты, намоленность человеческими молитвами и пребывание там святыни русской Церкви – чудотворной иконы Божией матери (от которой преподобный Серафим Саровский получил свое первое исцеление) – все это давно изжило там следы зала в светском доме и дало нам Кафедральный собор, вмещающий около тысячи человек.

С улицы через узорчатые железные ворота вы видите вместительный, устланный каменными плитами двор, с которого две широкие изящно изогнутые лестницы поднимают вас на уровень второго этажа, где три огромных стеклянных двери вводят в Собор.

В субботу 31 октября к пяти часам вечера все это было переполнено молящимися, пришедшими на последнюю панихиду по Новомученикам Российским.

Для служения панихиды из алтаря выходят все присутствующие на соборе 16 епископов (отсутствуют два болящих), во главе с митрополитом Филаретом, Первоиерархом Русской Православной Церкви заграницей, совместно с множеством духовенства. На ектеньях читаются кажущиеся бесконечными имена новомучеников: духовенства, во главе со святейшим Патриархом Тихоном, членов царского дома Романовых, во главе с Государем-Императором Николаем Вторым, и имена монашествующих и мирян, знаменитых и неизвестных, разного чина и звания, возраста и пола, включая и детей, за Христа принявших мученическую кончину. Эти сотни имен представляют лишь малую часть миллионов страдальцев, за каждым из которых стоит целая история, драма человеческой жизни с годами страданий и мучений, не говоря уже о потерях, разлуках, слезах, оставленности...

Поименно поминаются только сотни тех, которых сегодня прославляют. Те же многие тысячи, которые включены в имеющиеся у нас списки новомучеников, но о которых еще нет точных данных или свидетельств, – те поименно не поминаются. Это не значит, что сомневаются в подлинности их мученичества. Отнюдь не значит. Пока нет подтверждения – они как бы находятся в продолжающемся еще процессе прославления – о них молимся: «имена их Сам веси Господи», – в завершение которого они со временем войдут.

Но вот возглашается «вечная память», пение которой стремительно, как огонь, охватывает весь храм, и вся тысячная толпа молящихся вторит хорам и духовенству – так, что кажется, что поют сами стены храма... Последняя панихида закончена.

Начинается всенощная. В алтаре, кажется, еще более тесно, чем в самом храме. На отдельные моменты богослужения из алтаря выходит не все служащее духовенство, а лишь часть, так как стать в нужном порядке, выйти из алтаря, вернуться в него, – все это при тесноте очень затруднительно. Все духовенство вышло только на самое прославление (полиелей), которое состояло из открытия ковчегов с мощами святых мучениц княгини Елизаветы Феодоровны и послушницы Варвары, и снятия пелены с новой иконы святых Новомучеников и Исповедников Российских – благодатных молитвенников за род наш. Я стоял по старшинству четвертым священником с правой стороны, т.е. у самих мощей и иконы: но я из-за спин митрополита, протодьякона и прочих – не мог увидеть, как вынимались святые мощи мучениц. Что же тогда могли увидеть стоящие в отдалении? Ровно ничего. Как же они тогда выстаивали 6 - 7 часов подряд (миропомазание с прикладыванием верующих к мощам и иконе кончилось после 12 часов ночи), сдавленные в толпе?

Конечно, люди не просто стояли, а молились. Конечно, они хотели дождаться возможности приложиться к святыне; но нужно учесть и еще одно обстоятельство.

Жизнь Церкви иррациональна. У Церкви, как мистического Тела Христова – особая харизма, особый благодатный дар, сила которого превышает все человеческие разумения. Эта сила бывает ощутима на церковных соборах, при особо ответственных церковных деяниях, крестных ходах, паломничествах… Она же была ощутима и у нас, при великом деле – прославлении Новомучеников Российских.

Жизнь Церкви – не только проповедь истинного слова, но и претворение его в истинную жизнь. Там, где это происходит, где молитва соединяется с делом – образуется жизнь общего народного сознания – сознания иррационального. На прославлении в самом соборе и прилегающих помещениях стояло не 2000 отдельных людей, и не толпа, не имеющая внутреннего единства, - а в церкви стояла ЦЕРКОВЬ: святые небожители, иерархи, православные люди, дышащие – сами не понимая, почему и отчего – каким-то иным воздухом. Потому и отстоять могли семь часов, потому и говорили друг другу: «Христос воскресе» или «Радуйтесь»!

Потому пред ответственными церковными собраниями положено петь: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра…»

Итак, было открытие святых мощей. Мощи, частица их (кисть руки святой мученицы великой княгини Елизаветы и кости от кисти до локтя святой мученицы послушницы Варвары) были привезены из Иерусалима, из нашего женского Гефсиманского монастыря, где они пребывали с января 1921 года. О том, как была убита великая княгиня Елизавета Феодоровна, – родная сестра Государыни, вместе с пятью другими князьями царской крови, послушницей Варварой и Ф.М. Ремезом; о том, кто она была и что делала в России, равно, как и о том, каким образом ее гроб достиг Иерусалима, – вы можете прочесть хотя бы в книге «Память их в род и род» (издание Свято-Серафимовского Фонда).

Сейчас нет возможности остановиться на подробностях совершенного в Иерусалиме вскрытия гробов святых мучениц великой княгини Елизаветы и послушницы Варвары, о чем необходимо написать целую книгу: скажу только о самих мощах. Когда приступили к вскрытию, то оказалось, что был не один, а пять гробов, один вставленный в другой, у каждой из двух мучениц, что было очевидно вызвано надобностями длительного пути через Сибирь и Китай до Палестины. Первый, первоначальный гроб был железный. Он проржавел до того, что рассыпался при прикосновении на небольшие отдельные куски. Внутри гробов оказались частично нетленные мощи двух Христовых мучениц.

Но что такое мощи? Мощами Церковь называет тело любого умершего православного христианина. В книге, называемой требник, где напечатан чин (порядок) погребения, говорится: «…пришед в дом, в нем же мощи усопшего лежат…»

На православном востоке считают признаком святости скорое истлевание плоти, когда остаются чисты кости; у нас же в России – наоборот, смущались, когда у праведного человека истлевала плоть – тело. Такое смущение, например было, когда при вскрытии гроба преподобного Серафима Саровского были обнаружены только кости его. Чем же отличаются останки святого от человека обыкновенного? Не тем, что обязательно первым дается полная или частичная нетленность тела, а тем, что через них (пускай это будут хоть одни косточки) проявляется помощь, чудотворная помощь, сила тех святых, кому они, эти косточки принадлежат. Она проявляется не только через сохранившиеся части тела святых людей, – святые мощи, – но и через их вещи, одежду… Даже тень от проходящего апостола Петра творила чудеса исцелений. Благодаря этому, прославление Новомучеников Российских и состояло через открытие перед нами и святых мощей и святой иконы Новомучеников.

Вот открыты святые мощи; снята пелена, покрывающая очень больших размеров икону Новомучеников. Митрополит Филарет вернулся на свою кафедру среди других архиереев, воскурился благовонный аромат кадила – и запели, впервые на земле запели величание тем, из кого по каплям выпускали соки жизни, кто прошел страшным путем мученичества наших дней:

«Величаем, величаем вас, страстотерпцы Христовы, новомученицы и исповедницы российския, и чтим страдания ваша, яже за Христа претерпели есте».

К сожалению, каждое слово молитвы можно прочесть не прочувствовав его, – автоматически. Но это же самое слово может быть сказано от всей глубины человека, оно может все в человеке перевернуть, может сотворить чудо… Я почти не помню, как я пел величание, я почти не заметил, как пели вокруг меня, но я слышал как бы громы, как бы какой-то неземной гул. Я не в силах передать то, что я переживал в те минуты. Когда я поднял глаза – я увидел слезы на лицах меня окружающих людей. Лица многих были как бы озарены светлостью. Истинны слова службы новомученикам: «…сладостью благодати обильно напояемии, во благоухании святости их нам предлагаемии, да со умилением назидающиеся подвигом их, принесем Богу и мы плод покаяния».

Поистине неисповедимы пути Божии. Попуская стране нашей великое разорение, Господь сохранил за ее пределами горсточку Зарубежной Руси. Невозможное к совершению под богоборческой коммунистической властью прославление Новомучеников Российских совершается зарубежной частью Русской Церкви. Мало того. Господь привел единственным известным нам святым мощам из миллионов новомучеников – оказаться за рубежом, проделав во время гражданской войны путь через Сибирь, Китай, Средний Восток и оказаться в Иерусалиме, в нашем зарубежном Гефсиманском монастыре. Да не дерзнет после этого никто сказать, что прославление новомучеников – это узурпация зарубежной часть Русской Православной Церкви прав Церкви Русской. Священный акт прославления совершен самой Десницей Господней!

«Жертвы Богу живопогребенные, в кладезеподобный ров низринутые: прежде всех Елизавета страстотерпица, к горним устремленная княгиня милосердная, бисер православия в новом отечестве обретшая, евангельски убийцу мужа простившая, молитвою и благотворением Богу угодившая, безбожными же непощаденная. Помолитися за нас, святии князие, помолитеся за всех преподобнии страстотерпицы, Елизавето с Варварою верною. Услышите нас, в веси Гефсиманстей погребенные, услышите нас и тии, их же погребение неведомо» (Из новой службы Новомученикам Российским).

Следующий день, воскресенье 1 ноября, начался спозаранку. В 9 часов уже была встреча Первоиерарха Митрополита Филарета. Опять служат все шестнадцать присутствующих на Соборе епископов, представляющих собою действительно всезарубежный масштаб Церкви. Вот имена и области правящих епископов:

Митрополит Филарет, Восточно-Американский и Нью-Йоркский
Архиепископ Серафим, Чикагский и Североамериканский
Архиепископ Афанасий, Буэнос-Айресский и Аргентино-Парагвайский
Архиепископ Филофей, Берлинский и Германский
Архиепископ Виталий, Монтреальский и Канадский
Архиепископ Антоний, Лос-Анджелесский и Южно-Калифорнийский
Архиепископ Антоний, Женевский и Западно-Европейский
Архиепископ Антоний, Западно-Американский и Сан-Францисский
Архиепископ Серафим, Каракасский и Венецуэльский
Архиепископ Нафанаил, Венский и Австрийский
Архиепископ Лавр, Сиракузский и Троицкий
Архиепископ Павел, Сиднейский и Австралийско-Новозеландский
Епископ Никандр, Бразильский и Сан-Паульский
ЕпископКонстантин, Ричмондский и Британский
Епископ Марк, Штутгартский и Южно-Германский
Епископ Нектарий, Сеаттлийский
Епископ Алипий, Кливлендский
Епископ Григорий, Вашингтонский и Флоридский

Около семидесяти священников и дьяконов дополняли этот собор служащего духовенства, значительная часть которого, как и многие из богомольцев приехали из дальних мест и стран.

Обыкновенно в наших эмигрантских условиях мы слышим жалобы на наше численное сокращение, на слабое пополнение наших рядов из молодого поколения. На этот раз, к удивлению многих, в глаза бросалось необыденное количество молодежи, начиная от совсем молоденьких батюшек и дьяконов, множества иподьяконов и прислужников, семинаристов, и вообще молодых лиц, густо вкрапленных в толпу, кончая молодыми супружескими парами с потомством на руках. Было очень много старостильного греческого духовенства, и американцев, перешедших из католичества и протестантизма в Православную Церковь.

В конце литургии очень многие приступили к Святой Чаше. Причащали не только с амвона, но и с архиерейского амвона в середине храма. Литургия закончилась прекрасным словом Владыки-митрополита о нынешней славе Русской Церкви, и крестным ходом.

Часа два спустя все пожелавшие собрались в специально нанятом помещении, где был сервирован обед свыше чем на 900 человек. Была торжественная встреча новой иконы Праздника всех Новомучеников и Исповедников Российских, которую установили на специальном возвышении у подножия которой, за специальным столом, заняли место архиереи. По благословении трапезы начался обед, во время которого, при полной тишине читался Акт о прославлении Новомучеников, послание Архиерейского Собора к православным людям на родине и в рассеянии сущим, описание кончины – расстрела первого из новомучеников Российских – Святого митрополита Владимира, до последней минуты благословлявшего архиерейским благословением своих убийц; и об убиении Царской Семьи. В заключении, были произнесены два прекрасных слова: архиепископ Виталий Канадский назвал пережитое нами за эти два дня прославления – небом, опустившимся на землю, и состоянием души, когда человеку хочется в условиях своей жизни подражать стойкости мучеников. Архиепископ Антоний Женевский сказал, что... множество православных людей в России нуждаются в молитвах о них святых Новомучеников. А мы с вами – задает архиепископ вопрос – среди своего усыпляющего благополучия – ощущаем ли нужду в молитвах о нас святых Новомучеников? Ту «Пасху среди лета» (т.е. среди года), о которой говорил преподобный Серафим Саровский, мы ощущали вчера, и хотелось запеть «Христос Воскресе», – сказал Владыка-архиепископ. Так завершилось прославление Новомучеников Российских

Заканчивая это краткое описание необозримого в своем значении события, которое с каждым годом все больше будет восприниматься нашим сознанием и расти в своем значении, – завершим его еще одной выдержкой из службы Новомученикам:

«Страданьми вашими Церковь русская славится, мученицы новии, сродницы наши чина и сословия всякого, за Христа от безбожных убиении, во спасение нас поющих: Избавителю Боже, благословен еси».

Русское Возрождение

[главная] [новости] [епархии] [история] [наше наследие]