НОВОСТИ ПО ЕПАРХИЯМ
 
ВЕЛИКОБРИТАНСКАЯ ЕПАРХИЯ: 29 мая 2005 г.

Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр возглавил освящение нижнего храма Успенского собора

фоторепортаж

Лондонский приход является едва ли не старейшим в Западной Европе. Зарождение его относится к концу 17-го века, когда сюда приезжал Петр Великий, прибывший в Англию в январе 1698 года и на протяжении четырех месяцев живший в Дептфорде на берегу Темзы, изучая в королевских доках британское искусство кораблестроения. Основанная тогда церковь именовалась «Греко-Российской Церковью». Местоположение первого храма невозможно установить из-за постоянной перестройки целых кварталов разраставшегося города. Церковь была приписана к Российскому Посольству и большая часть церковной утвари поступала от Министерства Иностранных Дел.

В течение 19-го и до двадцатых годов минувшего столетия церковь находилась в доме на 31 Welbeek Street, который был нанят на весьма долгий срок. Русская колония до этого времени была малочисленна, и домовая церковь удовлетворяла ее потребности. Но вот, во время Первой мировой войны, в связи с возникновением в Англии разных русских учреждений, имевших отношение к боевому снабжению русской армии, русская колония в Лондоне стала расти. С окончанием же войны и наступившей революцией начался приток беженцев со всех концов России. Неудачи же Белой борьбы, начиная с Северного фронта, вызвали увеличение этого притока до значительных размеров. Домовая церковь, при этих условиях, не могла уже вмещать в себе всю массу богомольцев. Кончался к тому же и срок аренды дома, в котором была устроена церковь, и дом подлежал к сносу. На помощь пришла Англиканская церковь предоставлением приходу во временное пользование большого, имевшего историческое значение храма. Но расположение храма в деловом районе Лондона делало его малопосещаемым русскими людьми. Богослужения, однако, продолжались. Пользование этим храмом продолжалось до получения от Англиканской церкви другого храма, построенного Герцогом Вестминстерским на своей земле и подаренного англичанам. Храм был очень обширный, в центральном районе города и легко мог быть приспособленным под православный. Он был посвящен святому апостолу Филиппу и, сохраняя свое наименование, одновременно стал называться Успенским, как и все предыдущие русские храмы в Лондоне.

В 1927 г. нарушилось церковное единство русской колонии в Лондоне, вследствие выхода Митрополита Евлогия из состава Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви. После некоторой борьбы за и против отделения, лондонский приход разделился почти пополам. При решении вопроса о дальнейшем пользовании храмом достигнуто было соглашение, что службы совершаются приходами поочередно, по неделям.

В 1928 г. в Лондон был назначен 38-летний архимандрит Николай (Карпов). В 5-м томе «Жизнеописания Блаженнейшего Митрополита Антония», составленного приснопамятным архиепископом Никоном (Рклицким; + 1976 г.), о нем приводится следующая биографическая справка: «Архимандрит Николай в это время был в возрасте 38 лет, он окончил в России в 1915 г. Московскую Духовную Академию и состоял в России преподавателем в духовно-учебных заведениях и проповедником в монастыре в Обояни, Курской епархии. В Сербии был на сербских приходах, а затем преподавателем Битольской Духовной Семинарии, где пользовался большой любовью всего персонала и учеников. Он был назначен настоятелем лондонского прихода, в то время раздираемого церковной смутой. Архимандрит Николай блестяще справился со своей трудной задачей и своим благочестием быстро завоевал себе симпатии прихожан и внес умиротворение в приходскую жизнь».

Характера отец Николай был жизнерадостного, энергичного и общительного, служил всегда истово-молитвенно и благоговейно. Замечательно то, что при своем живом характере, войдя в храм для богослужения, он точно благоговейно преображался. Его чтение Евангелия было проникновенным. Незабываемо пасхальное богослужение с чтением Евангелия на четырех языках: по-славянски, гречески, латыни и древнееврейски. Ночное пасхальное богослужение привлекало много людей, не только православных, но и инославных и некоторых евреев, которые не хотели пропускать эту службу, создающую радостное настроение. Многие англичане просили заранее сообщать в печати о числе и времени пасхальной службы. Большинство прихожан оставалось до конца Божественной литургии, за которой многие приобщались святых Христовых Таин. На рассвете заказанные автобусы развозили богомольцев по разным районам Лондона.

«На архимандрита Николая, – говорится в «Жизнеописании Блаженнейшего Митрополита Антония», – выпала честь быть первым православным лондонским епископом. Имея в виду политическое значение Лондона, церковные нестроения населения Англии и существовавшие в то время в Англиканской церкви течения к сближению с Православием, каферда русского православного лондонского епископа была особо ответственной».

В Неделю Всех Святых, 30 июня 1929 г. состоялась хиротония архимандрита Николая в первого православного епископа Русской Православной Церкви в Лондоне после разделения Церквей в 1054 г. На хиротонию из далекой Сербии прибыли Блаженнейший Митрополит Антоний, архиепископы Западно-Европейский Серафим и Курский и Обоянский Феофан, епископ Берлинский и Германский Тихон, иеромонах Феодосий, келейник Первоиерарха; митрофорный протоиерей Василий Виноградов из Брюсселя, протоиерей В. Тимофеев из Парижа и иеродиакон Иоанникий из Болгарии.

Владыка Феофан привез с собой, впервые, Коренно-Курскую икону Божией Матери. Торжественное богослужение собора архиереев перед чудотворным образом и редкое событие – хиротония во епископа – собрало много православных, англиканское духовенство и других людей. Вместительный собор был полон. На клиросе был царского времени псаломщик, Фока Феодорович Волковский. В храме присутствовала вел. кн. Ксения Александровна, сестра Царя-мученика Николая.

При вручении жезла Владыка Антоний сказал: «...Указание свыше дается тебе в этот день твоей хиротонии в том смысле, чтобы ты и вообще был в этой жизни не только православным служителем Божиим, но и служителем русским, разделяющим высшие симпатии нашего русского народа, его благоговейную любовь к святым угодникам, чего не понимают протестанты, утверждающие, будто русские, почитая святых, умаляют этим славу Христову. Между тем, Сам Христос дал нам к тому, твердое основание, сказав: «И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им» (Иоан. 17, 22). Впрочем, пребывая христианином и русским патриотом, ты, конечно, будешь далек от того греховного шовинизма, которым теперь так сильно страдают все народы, именующие себя христианами, и даже, увы, народы православные. Можно смело сказать, что только русский народ в лице своих лучших людей, умеет совмещать любовь вселенскую с патриотизмом и взирает на эти два высокие понятия, не как на ограничивающие друг друга, но как взаимно проникающие друг друга.

...Господь послал тебе жребий начать свое архипастырское служение в стране народа, который имеет в своей стране много просвещенных сынов, сердечно любящих наш народ и нашу веру. В последнем я уведился, пребывая несколько дней в новоучрежденном англиканском монастыре-аббатстве «Наш Дом». Там я с утешением наблюдал глубокое и пламенное благочестие молодых монахов и убедился в том, что для них молитва не просто принятый церемониал, а горячий вопль души, горячо стремящейся к Богу и к духовному очищению. В том же убеждает нас и самое учреждение в последние годы англиканских монастырей, тогда как в других странах, даже православных, монастыри и монашество быстро уменьшаются. Итак, особое пастырское внимание устремляй на те души, преимущественно молодые, в Англиканской церкви, которые пожелали бы ознакомиться ближе и сердечнее с православной верой и Православной Церковью. Вмещай их в свое пастырское сердце и моли Бога о спасении и своих русских, и приближающихся к Церкви Православной англичан, дабы и ты мог сказать в меру дарований Божиих: «всем бых вся, да всяко некия спасу».

...В этом святом намерении, да укрепят тебя святые угодники Божии, прославляемые сегодня во всей вселенной, и благоговейно чтимый тобой, как истинно русским человеком и искренно православно верующим пастырем, новоявленный святитель Иоанн Тобольский, в прославлении которого ты удостоился участвовать» («Жизнеописание Блаженнейшего Митрополита Антония»).

В 1958 г., после многих искушений и трудностей, явилась надежда на получение вполне подходящего храма путем аренды его. Это был храм Шотландских Пресвитерианцев, закрытый для служения и обращенный в склад мебели. Владелец его – приход Англиканской церкви – сдавал здание храма в аренду торговой фирме. При общем усилии прихожан производились работы по приведению храма в благолепный вид. В начале 1959 г. состоялось торжественное освящение храма Святителем Иоанном (Максимовичем) и епископом Ричмондским Никодимом, его викарием и настоятелем лондонского прихода, при участии представителей всех Православных Церквей в Англии.

Купив в западном Лондоне дом с обширным садом в конце 90-х годов XX века, приход начал там строить величественный собор Успения Божией Матери и святых благоверных страстотерпцев: Царя-мученика Николая и его Августейшей Семьи, которым посвящен нижний храм, освященный 29 мая с.г. В феврале с.г. церковно-приходской совет и строительный комитет решили начать строительные работы в верхнем храме сразу после полного освящения нижнего храма.

27 мая Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр прибыл в г. Лондон. Встреченный настоятелем Успенского собора иереем Вадимом Закревским и деятелями соборного прихода, Его Высокопреосвященство направился в собор, где приложился к святыням и приветствовал собравшихся.

На следующее утро Его Высокопреосвященство в сопровождении Архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка, Епископов Бостонского Михаила и Штуттгартского Агапита, протоиереев Александра Лебедева и Петра Холодного, священника Серафима Гана, протодиакона Виктора Лохматова, иподиакона Николая Ольховского, настоятеля храма и приходских деятелей посетил Вестминстерское аббатство, исторические места и достопримечательности города. В тот же день вечером Его Высокопреосвященство возглавил всенощное бдение в соборе. В праздничном полиелее, кроме вышеупомянутых архипастырей и священнослужителей, приняли участие Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл и клирики Великобританской епархии: архимандрит Алексий, настоятель мужского монастыря в честь святого мученика-короля Эдуарда в Бруквуде; священники Фома Харди, Андрей Филиппс, Петр Болк и Павел Эллиот, иеродиакон Савва. По окончании всенощного бдения сестричество предложило трапезу в честь Высокопреосвященнейшего Первоиерарха.

29 мая Его Высокопреосвященство совершил великое освящение нижнего храма в честь святых Царственных мучеников в сослужении архипастырей и клириков, участвовавших во всенощном бдении, а затем – Божественную литургию в верхнем соборе, за которой Высокопреосвященнейший Владыка возвел в сан протоиерея священника Фому Харди, многолетнего клирика Великобританской епархии. Архиепископ Марк исходатайствовал эту награду для отца Фомы у Архиерейского Синода, потому что отец Фома оказывает настоятелю храма неоценимую поддержку в окормлении лондонского прихода. На ответственности отца Вадима Закревского лежат небольшие общины по всей Англии, посещение тюрем и лагерей беженцев, а также окормление русской паствы в Ирландии, которую он посещает раз в месяц. Все это было бы невозможно без деятельного участия отца Фомы в окормлении лондонского прихода.

В служении Божественной литургии принял участие ставрофорный протоиерей Милун Костич, клирик Сербской Православной Церкви. Как на всенощной, так и на литургии присутствовало много народа, было также много причастников. В конце Божественной литургии Его Высокопреосвященство обратился к многочисленным молящимся с архипастырским словом, в котором, в частности, сказал:

«Дорогие братие и сестры, Христос Воскресе!

Я рад приветствовать всех вас сим радостным пасхальным приветствием, возвещающим нам радость о Воскресшем Господе.

В сии дни мы радуемся, ибо мы уповаем, надеемся, что некогда и мы воскреснем для вечно блаженной жизни с Господом в Царствии Небесном.

Сегодняшнее Евангельское повествование говорит о том, как во время своей земной жизни Господь Иисус Христос по разному открывал Свое Божество и редко прямо говорил об этом. Даже Своим ученикам-апостолам Он открыл тайну Своего Божества лишь в конце дней Своего общественного служения.

Но вот жена-самарянка, несмотря на ее греховность, удостоилась услышать от Господа прямое удостоверение, что Он – Мессия: «Аз есмь, глаголяй с Тобою».

Самаряныня, беседуя с Господом у колодца Иакова, узнала в Господе необычного человека и поэтому решила сразу получить от Него ответ, объяснение на вопрос наиболее волновавший самарян, который вызывал споры у них с иудеями. Иудеи утверждали, что молиться и приносить жертвы можно только в Иерусалиме, в Иерусалимском храме. А Господь Иисус Христос сказал самарянке: «Жено, поверь Мне, что наступает время, когда не на горе сей и не в Иерусалиме будете покланяться Отцу, наступает время, когда истинные поклонники будут кланяться Отцу в духе и истине».

Жена же говорит Ему: «вем яко Мессия приидет и возвестит нам вся». И на это Господь сказал ей: «Аз есмь, глаголяй с тобою».

Жена была взволнована этим известием и сразу пошла в город и сообщила всем горожанам о всем.

Итак, жена-самарянка пришла на колодец Иакова за обычной водой, и нашла тут Господа, от Которого сподобилась получить благодатную воду.

Она пошла с проповедью Христова учения в Самарию и в другие страны и стала мученицей за Христа. По молитвам святой мученицы Фотинии, да просветит и нас Господь благодатью Своею.

Сегодня мы освятили ваш нижний храм. В этом освящении мы низвели благодать Божию на ваши труды, на храм в память святых Царственных мучеников и всех Новомучеников и Исповедников Российских.

Новомученики и Исповедники Российские пострадали за веру православную, за истину Христову от безбожников. Они сподобились благодатных даров от Христа Бога нашего. Новомученики помогают теперь русским православным людям возвратиться на церковный путь и жить по заповедям Христовым, помогают нам на пути ко спасению.

Русские люди, оказавшиеся в рассеянии, строительством святых храмов и своей жизнью должны являться проповедниками-миссионерами святой православной веры. Ваш храм, который мы сегодня освятили, и верхний храм, который, даст Бог, вы закончите, проповедуют своим прекрасным куполом и крестом, которые видны издалека, возвещают о святом православии.

Хочу пожелать вам, братие и сестры, чтобы вы закончили строительство и верхнего храма, чтобы он был росписан святыми иконами и освящен. Тогда ваш храм в честь праздника Успения Божией Матери будет не только украшением сего града, но будет источником благодатных даров для всех притекающих к нему.

Бог вам в помощь, братие и сестры. Аминь».

К концу богослужения прибыл архиепископ Керченский Анатолий (РПЦ МП) с протоиереем Михаилом Гоголевым, клириком лондонского собора Московского Патриархата; архидиаконом Макарием, насельником Градо-Московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря; и архимандритом Емельяном, клириком архиепископа Тиатрийского и Великобританского Георгия (Константинопольский Патриархат).

Перед целованием креста Архиепископ Марк приветствовал Высокопреосвященнейшего Владыку Лавра, выразив от имени клира и прихожан лондонского собора глубокую благодарность за то, что Его Высокопреосвященство нашел время для посещения Лондона и совершения великого освящения и Божественной литургии, после чего обратился к настоятелю и прихожанам со словами приветствия, пожелав им помощи Божией и скорейшего завершения строительных работ. Затем Высокопреосвященнейший Владыка Лавр вручил благословенные грамоты Архиерейского Синода иерею Вадиму Закревскому и целому ряду прихожан-благотворителей. Во время последовавшей за сим трапезы с приветственными речами выступили Архиепископ Марк, приветствовавший гостей-представителей Поместных Церквей; Епископ Агапит, протоиерей Александр Лебедев и иерей Вадим Закревский. Впервые за долгое время в этот день все священники Русской Зарубежной Церкви в Англии имели возможность общаться с Высокопреосвященнейшим Первоиерархом и между собой. Эту возможность все оценили и приветствовали. Духовенство и богомольцы разошлись в приподнятом настроении.

В тот же день вечером Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр посетил мужской монастырь святого мученика-короля Эдуарда, чьи мощи почивают в храме обители. Здесь Его Высокопреосвященства тепло встретили настоятель архимандрит Алексий и монастырская братия. Высокопреосвященнейший Владыка, облачившись в малое архиерейское облачение, совершил молебен у креста, установленного на том месте, где будет построен новый братский корпус. На богослужении, кроме вышеупомянутых архипастырей и священнослужителей, присутствовали представители Поместных Православных Церквей, местных властей и огромное число верующих.

30 мая Его Высокопреосвященство и сопровождавшие его лица посетили Благовещенскую женскую обитель в Лондоне, основанную в 1954 г., по благословению Святителя Иоанна (Максимовича), для духовно-просветительской деятельности.

Затем трудами А. и Н. Самаренко и других прихожан был устроен праздничный прием в честь Высокопреосвященнейшего Владыки. Здесь Его Высокопреосвященство имел возможность побеседовать с прихожанами и богомольцами Успенского прихода на различные церковные и духовно-нравственные темы. На приеме приветственные речи произнесли Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр, Архиепископ Марк, протоиерей Петр Холодный, иерей Вадим Закревский, П.М. Лисицын и другие.

В своем приветствии Высокопреосвященнейший Владыка снова поздравил настоятеля и прихожан, призвав всех воспользоваться новоосвященным храмом, оцерковиться и, освящаясь спасительными таинствами церковными, следить за своей духовной жизнью, ибо «се обед Мой уготовах» (Матф. 22, 4), говорит Господь. А посему, «приимем же Его, - пишет преподобный Макарий Великий, - и введем внутрь себя; потому что и для нас Он есть пища, и питие, и жизнь вечная».

31 мая, поблагодарив Архиепископа Марка, настоятеля храма иерея Вадима Закревского и прихожан, весьма тепло принявших Его Высокопреосвященства и сопровождавших его лиц, Высокопреосвященнейший Владыка Лавр отбыл во свояси.

Пожелаем же Преосвященнейшему Марку с Богом хранимой его паствой дальнейших успехов в делах церковных, и да будет строящийся лондонский собор светильником Православия, поставленным на горе и Светом Божественным осиявающим и согревающим сердца верных в Великобритании.