СТАТЬИ И ПРОПОВЕДИ
 

История Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (Часть 2-ая).

Теперь несколько слов об архиепископе Виталии (Максименко), почившем авве Троицкой братии, о котором Архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский Антоний (Медведев; + 2000 г.) писал: «Родился он у берегов Азовского моря в 1873 г. в семье бедного диакона Иоанна Васильевича Максименко и Ефросинии Феодоровны, имевших семь детей. Будущий Владыка был четвертым. При крещении назван Василием. Отец скончался от гнойного плеврита, полученного на рыбной ловле, а через год и мать – от тоски. «Сиротские мыканья» начались, когда Васе было семь лет. Учился мальчик хорошо сперва в Мариупольском Духовном Училище, бедствуя материально. С такими же бедными товарищами он в первый свой школьный год не смог поехать на каникулы, а лакомился на пустыре горькой травой, которую дети называли «кресс-салатом». Со второго года стало легче, потому что брат, окончив семинарию, стал надзирателем Васиного духовного училища. Очень хорошо закончив потом духовную семинарию, Василий был принят в Киевскую Духовную Академию, но на втором курсе пережил там беду. За участие в протесте против недобросовестности эконома, прямолинейный студент Максименко был исключен из академии с «волчьим паспортом», т.е. без права поступления в другое учебное заведение. И стал он учителем, впрочем, «со всем молодым жаром». За это матери приохотившихся ребят кормили его по очереди, как пастуха. Неожиданно в судьбу Василия Ивановича вступает молодой епископ (будущий митрополит) Антоний (Храповицкий; + 1936 г.), этот поистине «гора любви». Под свое поручительство он добивается отмены «волчьего билета». Студент Максименко принят в Казанскую Духовную Академию. Там он переживает «монашеский кризис» и принимает постриг. У него тогда начинался туберкулезный процесс, но Владыка Антоний, постригая, дал юноше имя Виталий, что значит: «жизненный», и сказал: «будешь жить долго!» Далее, в Александровской Миссионерской Академии отец Виталий, уже иеромонах, преподает богословские предметы: Литургику, Пастырское богословие и Гомилетику, а с ними еще и физику. Невдалеке есть лепрезорий, в котором больные проказой, а иеромонах их посещает. В семинарии же отец Виталий бросается с одеялом спасать студента, нечаянно опрокинувшего керосиновую лампу и вспыхнувшего, как факел. Получив сам сильные ожоги, отец Виталий потушил огонь, а несчастный семинарист прожил недолго. Не отсюда ли мысль отца Виталия, когда впоследствии было его наречение во епископа, заимствовала сравнение предстоящего ему служения с готовностью бороться с огнем? Сказав тогда о церковных разделениях и о письмах, исполненных желания преодолеть их, архимандрит Виталий говорил: «Что же в такой назревшей обстановке делать?! Отказаться? Нет! Когда пожар, не спрашивают себя: умею ли я тушить? Когда кто тонет, не раздумываешь: искусен ли я в плавании? Но бросаешься спасать»... (Архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский Антоний: «Приснопамятный Архиепископ Восточно-Американский и Джерзиситский Виталий» , Православная Русь, № 6, 1985 г.).

Блаженнейший Митрополит Антоний расцвет в жизни Почаевской Лавры в значительной мере приписывал трудам архимандрита Виталия, который, по словам приснопамятного Владыки, «распял себя для народа и Церкви». Как только Владыка Антоний прибыл на Волынскую кафедру и ознакомился с положением Почаевской Лавры, он сейчас же предложил иеромонаху Виталию, состоявшему в течение 3-х лет преподавателем Ардонской Духовной Семинарии на Кавказе, перейти на службу в Почаевскую Лавру для организации в ней миссионерского и церковно-издательского дела. Иеромонах Виталий охотно откликнулся на это предложение и, указом Святейшего Синода от 29-го ноября 1902 г., он был уволен от духовно-учебной службы и назначен в распоряжение Преосвященного Волынского с возведением в сан архимандрита. Резолюцией правящего архиерея от 2-го декабря 1902 г. отец Виталий был назначен проповедником Слова Божия, типографом и членом духовного собора Почаевской Лавры. В 1903 г. архимандрит Виталий был назначен редактором издаваемого Лаврой «Почаевского листка» и официальной части «Волынских епархиальных ведомостей», а с 1910 г. он редактировал журнал «Русский инок». С началом народно-миссионерской деятельности архимандритом Виталием было организовано при Лавре «Типографское братство» и была расширена и переорганизована Почаевская типография. Все братство Лавры насчитывало до 360 человек, типографское же братство в период своего расцвета, вместе с учениками и мастерами, насчитывало до 150 человек. Архимандрит Виталий являл собой пример суровой аскетической жизни и неустанного труда для народно-миссионерского и церковно-просветительного дела. Кроме того, архимандрит Виталий фактически стал руководителем церковно-народной патриотической организации «Союз Русского Народа», которая оказывала благотворное влияние на политическую, общественную и экономическую жизнь русского народа на Волыни. Во главе отделов «Союза Русского Народа» стали преимущественно церковные деятели, что обеспечивало влияние Церкви на все стороны народной жизни. Благодаря различным экономическим предприятиям, удалось добиться освобождения русского народа от власти местных эксплоататоров, которые были особенно опасны в этом крае и до этого времени господствовали здесь. На Волыни появилась сеть народных кооперативов и читален, благодаря чему корчмы значительно опустели и пьянство среди народа сократилось. Для крестьян был обеспечен дешевый кредит. В Почаеве «Союзом Русского Народа» был открыт Народный Банк, где обороты банка к 1915 г. достигали до двух миллионов рублей в год. Нигде в России не было поставлено так твердо и хорошо народное дело, как на Волыни, причем работа эта протекала в полном согласии с местными земскими учреждениями. В руках архимандрита Виталия сосредоточились выборы в Государственную Думу, куда могли пройти только рекомендованные им кандидаты. Приходских школ значительно расширилась и были созданы двуклассные народные школы. На Почаевских «отпустах» и во время крестных ходов из народа привлекались чистые и отзывчивые юноши к активной церковной работе. Некоторые из них поступали в монахи, а другие в работники «Типографского Братства», а более взрослые, привязанные к семье, составляли кадры ревнителей на местах, входя в состав «Союза Русского Народа», который насчитывал до полутора миллиона членов.

«Лаврским богомольцам во дворе он проповедывал неутомимо, – вспоминает Архиепископ Антоний (Медведев), – а что касается храмостроительства, так для достойного хранения найденных разбросанных на земле останков казаков Богдана Хмельницкого, загнанных поляками (воевавших с ними и численно во много раз превосходившими) в болото и там истребленных, архимандрит Виталий воздвиг храм, известный под наименованием «Казацкие могилы» близ Берестечка. Этот храм в дни «отпустов» становился большим алтарем огромного храма под открытым небом. Что касается типографии, в которой архимандрит и трудился, и жил, не имея покоя, на второй год мировой войны он эвакуировал ее Здолбуново, где она еще работала. Разграбил ее в Здолбунове Петлюра, а остатки в Польше – большевики.

Революция потрясла отца Виталия. Он прибыл в Могилев, желая совершить литургию в присутствии Государя, но не был допущен.

В январе 1918 г. в одну из поездок, вероятно, из Здолбунова в Киев он служил в разрушенной Великой церкви Лаврской, сослужа священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому. Это была последняя литургия святителя за несколько дней до его мученической кончины.

Но вот, последовали и два ареста архимандрита Виталия. Первый, когда он с митрополитом уже Киевским и Галицким Антонием (Храповицким) и с архиепископом Волынским Евлогием был заключен в униатском монастыре Бучаче. А второй арест был произведен в храме на «Казацких могилах». Не дали совершить литургию и отвели в заключение в жуткий подводный каземат в страшном Демблине. Было там и избиение на допросе. Совершил отец Виталий там литургию, имея собственную грудь вместо антиминса. Так причастился он Святых Таин. Благодарение Богу, нашлись добрые люди, хлопотавшие, а то ведь угрожала смерть. Обвинение было фантастическое: якобы в руководстве украинскими повстанцами. Освобожденный он служил некоторое время в епархии Владыки Владимира Белостокского.

И снова на помощь приходит митрополит Антоний. В Польше нельзя оставаться. Благодаря помощи Святейшего Патриарха Сербского, митрополит Антоний выписывает своего питомца в Сербию. Из Сербии отец Виталий переселяется в Чехословакию в село Ладомирово, называвшееся русскими Владимирово. Здесь сперва он поселяется в крестьянской избе, но постепенно около него собирается монашеское братство, устраивается обитель, начинается работа типографская, издательская, так как Лемковский студенческий комитет передал отцу Виталию походную Червоно-Русской Легии принадлежавшую прежде типографию. В 1932 г. сербский епископ Дамаскин освящает помещение, а в 1933 г. Русская Церковная типография преподобного Иова Почаевского освидетельствована и официально государством признана. «Так, после 15-ти лет труда, писал потом Владыка Виталий, помог мне Бог, трудящаяся со мной братия и добрые люди реставрировать историческую типографию преподобного Иова Почаевского. Основана она была около 1618 г. Существовала до 1918 г. И вновь восстановлена в 1933 г.».

Параллельно с издательской работой шла пастырская в приходах карпато-русских, возвращавшихся из «унии» в Православие. Вначале их было восемь, впоследствии до двадцати четырех. Юрисдикция над приходами была Сербская, а над обителью и типографией – Русская Зарубежная.

Архимандрит Виталий был весьма строг к себе и требователен к братии, более требователен, чем уже позже в Америке, когда уже и сам постепенно должен был освобождать себя от ряда дел. Владимирово и этот период жизни в ней будущий архипастырь любил особенно. Газета «Православная Русь», календари вслед за богослужебными книгами были предметом его заботы. В типографском корпусе был поставлен образ преподобного Иова, присланный в благословение из Почаева. Преподобный и сам изображен на типографском послушании, среди рукописей и шрифтов. И братия, начиная день, шла благословиться у него перед этим образом.

В том же 1933 г., когда и Почаевская типография была восстановлена, скончался архиепископ Северо-Американский и Канадский Аполлинарий, вынесший на себе все последствия «Платоновского раскола». Обстоятельства потребовали назначения в Америку сильного архипастыря. До сих пор всероссийски-известный архимандрит Виталий уклонялся от хиротонии сперва в России на кафедру Кременецкую, потом Уманскую, а затем и в зарубежье, когда четыре уже раза призывался архиерействовать в Америке. Но тут митрополит Антоний поставил вопрос категорически: откажется архимандрит Виталий от хиротонии, откажется митрополит быть его старцем-отцом духовным. После нескольких бессонных ночей архимандрит Виталий простой открыткой ответил согласием своему Авве. Было тогда ему 60 от роду, из них 35 лет в священном сане, но юность и энергия чувствовались в его словах и посланиях. И вот слова его из послания перед поездкой в Америку: «Перед посвящением во епископа такое именно обещание дал я Богу: все силы отдать на умиротворяющую работу в Церкви».

Слова Владыки не расходились с делом. В 1934 г. ради мира посмертно сняты прещения, наложенные нашими архипастырями на митрополита Платона и его викариев. В 1935 г. Американская епархия, выросшая в митрополичьи округ, возвращалась в состав Русской Зарубежной Церкви, и держалась так лет 20, до Кливлендского собора» (Архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский Антоний: «Приснопамятный Архиепископ Восточно-Американский и Джерзиситский Виталий» , Православная Русь, № 6, 1985 г.).